Боевые необитаемые подводные аппараты для подводных лодок ВМС США и Великобритании

Интерес к разработке боевых НПА возрас­тает с каждым годом. По времени это совпадает с ростом интереса к боевым операциям в прибрежных водах. Одновременно также выполняются исследования вспомогательных НПА (adjunct vehicles) как потенциально основного техничес­кого средства многоцелевого назначения при вы­полнении операций ПЛ в будущем; это должны быть сравнительно малогабаритные и малозамет­ные ПА с тем, чтобы «обеспечить широкую но­менклатуру задач, выполняемых вблизи побере­жья противника».

Использование вспомогательных НПА будет ключевой особенностью ПЛ будущего, считает президент компании General Dynamics’ Electric Boat Co. Выступая в мае 1999 г. на симпозиуме, посвященном 50-летию подводных диверсионных сил в составе ВМС США, он сказал: «Подоб­ные НПА будут развернуты как подводные плат­формы, давая возможность выполнять такие опе­рации как минная разведка, ведение электронной войны и сбор разведданных в акваториях, кото­рые не могут быть достигнуты иным способом. Использование ПЛ в качестве корабля-носителя даст возможность командованию объединенных сил скрытно развертывать вспомогательные НПА, что невозможно при использовании дру­гих носителей».

Программы ближней и дальней перспекти­вы создания систем минной разведки ВМС США. Фирма Northrop Grumman привлечена к выполнению ближне-срочной программы созда­ния системы минной разведки NMRS (Near-term Mine Reconnaissance System), являющейся про­граммой приобретения «специальной категории» в связи с тем, что эта система крайне необходима для АПЛ при выполнении скрытной минной раз­ведки в прибрежных водах.

Программа NMRS предусматривает использо­вание возвращаемых на ПЛ НПА UUV (Unman­ned Underwater Vehicle), которые выпускаются че­рез ТА и несут на борту поисковую многолучевую активную ГАС и ГАС бокового обзора для класси­фикации целей. НПА сможет выполнять предва­рительное выявление наличия мин в исследуемом районе и последующую точную локализацию и клас­сификацию мино-подобных предметов.

Каждая система включает два НПА, обору­дование для их выпуска и приема, включая ле­бедку и буи, а также систему управления, конт­роля и мониторинга на борту ПЛ. НПА выпус­кается через ТА под действием собственной электро-гребной установки, после чего он остается связанным с ПЛ с помощью стального троса, поддерживаемого буями, а также оптико-воло­конным кабелем (ОВК). Возвращение НПА в трубу ТА происходит с помощью лебедки, вы­бирающей стальной кабель.

В случае, если в процессе выполнения зада­ния происходит обрыв ОВК, НПА самостоятель­но возвращается в точку нахождения ПЛ. Преж­де чем будет разработана оптико-волоконная ли­ния связи, связь с ПЛ-носителем будет осуще­ствляться по радио- и ГА каналам.

Испытания прототипа в море были начаты в марте 1998 г. на испытательном полигоне в заливе Dabob Bay, г. Keyport, шт. Вашингтон. Успешная демонстрация системы NMRS была проведена под покровительством НАТО в июне 1999 г. у побе­режья Stephenville, о-в Ньюфаундленд.

Управление ВМС по программе UUV (NAVSEA PMS403) и специалисты фирмы Northrop Grumman проанализировали результа­ты испытаний в части стабильности троса, связы­вающего ПЛ и НПА, гидродинамических харак­теристик НПА, эффективности его навигацион­ной системы и датчиков.

Программа дальней перспективы создания си­стемы минной разведки LMRS (Longterm Mine Reconnaissance System), которая должна быть за­вершена в 2004 г., сходна с программой NMRS. Она предусматривает создание автономного НПА, связанного ОВК с ПЛ и способного самостоятель­но обследовать акваторию площадью, по крайней мере, 400 миль2 (желательно 650 миль2) при ин­тенсивности обследования 35 — 50 миль2/сутки. Радиус действия НПА должен быть не менее 75 миль (желательно 120 миль).

Общим для программ NMRS и LMRS явля­ется использование двух НПА, каждый из кото­рых оборудован двумя ГАС.

В 1999 г. Управление ВМС по программе UUV сообщило о привлечении к работе в качестве ген­подрядчика фирмы Boeing Ocean Systems (отде­ление Surveillance & Reconnaissance Systems). Между фирмами Northrop Grumman и Boeing су­ществует соглашение о параллельной работе по программе LMRS в рамках двух контрактов сто­имостью немногим менее 10 млн. дол. каждый.

НПА «Marlin» ВМС Великобритании. Агентство DERA (Defence Evaluation and Re­search Agency) МО Великобритании объявило в начале 1998 г. о предоставлении фирме Marconi Naval Systems (отделение Underwater Weapons; в настоящее время фирма Marconi является час­тью фирмы BAE Systems) контракта стоимостью 7,0 млн. ф. ст. на разработку и постройку экспе­риментального боевого НПА с целью отработки используемых технологий по новым техническим решениям для перспективных систем и комплек­сов вооружения и военной техники). НПА, из­вестный в настоящее время как UUV «Marlin», будет использован для исследования концепций и технологий, связанных с развертыванием с ПЛ скрытных разведывательных НПА, отличающих­ся высокой боевой устойчивостью.

Торпедообразный НПА «Marlin» имеет ди­аметр 533 мм и длину 6,0 м. Принцип модульно­сти конструкции НПА реализован посредством разделения корпуса на отдельные отсеки. Осо­бенности механического соединения отсеков-сек­ций, выбор материала корпуса и обводов кормо­вой оконечности базируются на принципах, ис­пользуемых при разработке легких торпед.

За исключением проницаемой носовой оконечно­сти НПА имеет однокорпусную конструкцию.

ЭУ включает ГЭД постоянного тока и сереб­ряно-цинковые АБ. На испытаниях НПА «Mar­lin» развивал скорость хода в пределах 3 — 15 уз. Высокая маневренность НПА обеспечена приме­нением четырех независимых рулей кормового оперения и дополнительных горизонтальных и вертикальных рулей в носовой оконечности; в дальнейшем предполагается установка манев­ровых подруливающих устройств.

На НПА имеются ИНС и доплеровский лаг. Одной из основных целей испытаний является подтверждение возможности выполнять преци­зионное маневрирование, самостоятельное управ­ление и определение своего места с высокой точ­ностью. В надводном положении НПА «Marlin» может определяться с помощью СНС GPS.

НПА «Marlin » будет выпускаться и прини­маться через ТА. Сведения от датчиков и нави­гационной системы будут передаваться по ОВК на ПЛ для обработки. ГА канал связи будет ис­пользоваться при маневрировании НПА вблизи ПЛ-носителя при его возвращении.

Испытания НПА «Marlin» запланированы на середину 2000 г., передача его Агентству DERA состоится в конце этого же года. После этого нач­нутся испытания, которые должны подтвердить концепцию НПА.

Одновременно Агентство DERA выполняет работы по проекту «Pathfinder», который предус­матривает создание двух типов ГАС для НПА, в принципе пригодных для поиска мин: с синтети­ческой апертурой и широкополосной. Предполага­ется, что эти ГАС могут быть интегрированы с дву­мя ГАС, установленными на борту НПА «Marlin».


Проекты

Организации

  • General Dyna­mics’ Electric Boat
  • Northrop Grumman
  • Агентство DERA (Defence Evaluation and Re­search Agency) МО Великобритании

Заметки

Источники

  • Warship Technology, 2000, May
  • Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 27-28