Боевые необитаемые подводные аппараты для подводных лодок ВМС США и Великобритании
Интерес к разработке боевых НПА возрастает с каждым годом. По времени это совпадает с ростом интереса к боевым операциям в прибрежных водах. Одновременно также выполняются исследования вспомогательных НПА (adjunct vehicles) как потенциально основного технического средства многоцелевого назначения при выполнении операций ПЛ в будущем; это должны быть сравнительно малогабаритные и малозаметные ПА с тем, чтобы «обеспечить широкую номенклатуру задач, выполняемых вблизи побережья противника».
Использование вспомогательных НПА будет ключевой особенностью ПЛ будущего, считает президент компании General Dynamics’ Electric Boat Co. Выступая в мае 1999 г. на симпозиуме, посвященном 50-летию подводных диверсионных сил в составе ВМС США, он сказал: «Подобные НПА будут развернуты как подводные платформы, давая возможность выполнять такие операции как минная разведка, ведение электронной войны и сбор разведданных в акваториях, которые не могут быть достигнуты иным способом. Использование ПЛ в качестве корабля-носителя даст возможность командованию объединенных сил скрытно развертывать вспомогательные НПА, что невозможно при использовании других носителей».
Программы ближней и дальней перспективы создания систем минной разведки ВМС США. Фирма Northrop Grumman привлечена к выполнению ближне-срочной программы создания системы минной разведки NMRS (Near-term Mine Reconnaissance System), являющейся программой приобретения «специальной категории» в связи с тем, что эта система крайне необходима для АПЛ при выполнении скрытной минной разведки в прибрежных водах.
Программа NMRS предусматривает использование возвращаемых на ПЛ НПА UUV (Unmanned Underwater Vehicle), которые выпускаются через ТА и несут на борту поисковую многолучевую активную ГАС и ГАС бокового обзора для классификации целей. НПА сможет выполнять предварительное выявление наличия мин в исследуемом районе и последующую точную локализацию и классификацию мино-подобных предметов.
Каждая система включает два НПА, оборудование для их выпуска и приема, включая лебедку и буи, а также систему управления, контроля и мониторинга на борту ПЛ. НПА выпускается через ТА под действием собственной электро-гребной установки, после чего он остается связанным с ПЛ с помощью стального троса, поддерживаемого буями, а также оптико-волоконным кабелем (ОВК). Возвращение НПА в трубу ТА происходит с помощью лебедки, выбирающей стальной кабель.
В случае, если в процессе выполнения задания происходит обрыв ОВК, НПА самостоятельно возвращается в точку нахождения ПЛ. Прежде чем будет разработана оптико-волоконная линия связи, связь с ПЛ-носителем будет осуществляться по радио- и ГА каналам.
Испытания прототипа в море были начаты в марте 1998 г. на испытательном полигоне в заливе Dabob Bay, г. Keyport, шт. Вашингтон. Успешная демонстрация системы NMRS была проведена под покровительством НАТО в июне 1999 г. у побережья Stephenville, о-в Ньюфаундленд.
Управление ВМС по программе UUV (NAVSEA PMS403) и специалисты фирмы Northrop Grumman проанализировали результаты испытаний в части стабильности троса, связывающего ПЛ и НПА, гидродинамических характеристик НПА, эффективности его навигационной системы и датчиков.
Программа дальней перспективы создания системы минной разведки LMRS (Longterm Mine Reconnaissance System), которая должна быть завершена в 2004 г., сходна с программой NMRS. Она предусматривает создание автономного НПА, связанного ОВК с ПЛ и способного самостоятельно обследовать акваторию площадью, по крайней мере, 400 миль2 (желательно 650 миль2) при интенсивности обследования 35 — 50 миль2/сутки. Радиус действия НПА должен быть не менее 75 миль (желательно 120 миль).
Общим для программ NMRS и LMRS является использование двух НПА, каждый из которых оборудован двумя ГАС.
В 1999 г. Управление ВМС по программе UUV сообщило о привлечении к работе в качестве генподрядчика фирмы Boeing Ocean Systems (отделение Surveillance & Reconnaissance Systems). Между фирмами Northrop Grumman и Boeing существует соглашение о параллельной работе по программе LMRS в рамках двух контрактов стоимостью немногим менее 10 млн. дол. каждый.
НПА «Marlin» ВМС Великобритании. Агентство DERA (Defence Evaluation and Research Agency) МО Великобритании объявило в начале 1998 г. о предоставлении фирме Marconi Naval Systems (отделение Underwater Weapons; в настоящее время фирма Marconi является частью фирмы BAE Systems) контракта стоимостью 7,0 млн. ф. ст. на разработку и постройку экспериментального боевого НПА с целью отработки используемых технологий по новым техническим решениям для перспективных систем и комплексов вооружения и военной техники). НПА, известный в настоящее время как UUV «Marlin», будет использован для исследования концепций и технологий, связанных с развертыванием с ПЛ скрытных разведывательных НПА, отличающихся высокой боевой устойчивостью.
Торпедообразный НПА «Marlin» имеет диаметр 533 мм и длину 6,0 м. Принцип модульности конструкции НПА реализован посредством разделения корпуса на отдельные отсеки. Особенности механического соединения отсеков-секций, выбор материала корпуса и обводов кормовой оконечности базируются на принципах, используемых при разработке легких торпед.
За исключением проницаемой носовой оконечности НПА имеет однокорпусную конструкцию.
ЭУ включает ГЭД постоянного тока и серебряно-цинковые АБ. На испытаниях НПА «Marlin» развивал скорость хода в пределах 3 — 15 уз. Высокая маневренность НПА обеспечена применением четырех независимых рулей кормового оперения и дополнительных горизонтальных и вертикальных рулей в носовой оконечности; в дальнейшем предполагается установка маневровых подруливающих устройств.
На НПА имеются ИНС и доплеровский лаг. Одной из основных целей испытаний является подтверждение возможности выполнять прецизионное маневрирование, самостоятельное управление и определение своего места с высокой точностью. В надводном положении НПА «Marlin» может определяться с помощью СНС GPS.
НПА «Marlin » будет выпускаться и приниматься через ТА. Сведения от датчиков и навигационной системы будут передаваться по ОВК на ПЛ для обработки. ГА канал связи будет использоваться при маневрировании НПА вблизи ПЛ-носителя при его возвращении.
Испытания НПА «Marlin» запланированы на середину 2000 г., передача его Агентству DERA состоится в конце этого же года. После этого начнутся испытания, которые должны подтвердить концепцию НПА.
Одновременно Агентство DERA выполняет работы по проекту «Pathfinder», который предусматривает создание двух типов ГАС для НПА, в принципе пригодных для поиска мин: с синтетической апертурой и широкополосной. Предполагается, что эти ГАС могут быть интегрированы с двумя ГАС, установленными на борту НПА «Marlin».
Проекты
Организации
- General Dynamics’ Electric Boat
- Northrop Grumman
- Агентство DERA (Defence Evaluation and Research Agency) МО Великобритании
Заметки
Источники
- Warship Technology, 2000, May
- Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 27-28