Испытания литий-ионной аккумуляторной батареи на необитаемом подводном аппарате США
На конференции по использованию НПА «Unmanned Underwater Vehicle Showcase 2000», состоявшейся 27 — 28 сентября 2000 г. в Океанографическом центре (Southampton, Великобритания), был представлен доклад сотрудников Океанографического института (WHOI; Woods Hole, шт. Миннесота, США) об испытаниях литий-ионной АБ на НПА типа ABE, принадлежащем этому институту.
При строительстве на НПА были установлены три группы герметичных гелевых свинцовых АБ. В состав каждой группы входили 24 элемента размера J с номинальным напряжением 48 В на каждую группу. Каждая группа обладала разрядной энергией в начале срока службы АБ ок. 1,8 кВт'час, в конце— ок. 1,2 кВт'час. Предпочтение аккумуляторам размера J было отдано в силу их низкой стоимости, высоких надежности и прочности, простоты процесса заряда, отсутствия необходимости в постоянном обслуживании, допустимости разряда большим током при низкой температуре окружающей среды.
В 2000 г. с целью увеличения автономности на НПА типа ABE были установлены литий-ионные АБ взамен применявшихся до этого свинцовых.
При переходе на литий-ионные аккумуляторы предпочтение было отдано аккумуляторам размера D (34 X 61 мм) производства фирмы Eagle-Picher в силу удобства их размещения, приемлемой стоимости и высоких разрядных характеристик. В общей сложности на НПА были установлены 378 аккумуляторов, включенных в виде трех главных независимых групп. В состав каждой из этих групп входят четырнадцать соединенных последовательно подгрупп по девять параллельных аккумуляторов в каждой.
Разрядное напряжение в отличие от обычных аккумуляторов — не строго постоянное, а монотонно снижающееся в процессе разряда. Максимально допустимое напряжение заряженного аккумулятора 4,2 В; в процессе разряда оно может снижаться до 2,9 В (однако запас отдаваемой энергии при разряде ниже 3,0 В весьма незначителен); при случайном разряде ниже 2,9 В аккумулятор выходит из строя.
В связи с этой опасностью НПА оснащается встроенной системой наблюдения и контроля CMS (Control and Monitoring System), которая срабатывает, если разрядное напряжение становится ниже 3,0 В на аккумулятор. Таким образом, каждая из трех групп АБ обеспечивает разрядное напряжение 58,8 — 42,0 В. Каждый из 378 аккумуляторов отдает разрядную емкость ок. 4,0 А·час.
К другим средствам защиты, помимо системы CMS, относятся: плавкий предохранитель в цепи разряда каждого из 378 аккумуляторов; блокирующий диод в цепи подключения каждой из трех групп АБ к общей шине для предотвращения возникновения уравнительных токов между группами.
Система CMS не допускает избыточного заряда и глубокого разряда каждого из элементов. Она состоит из трех основных подсистем: контроля напряжения на каждом из девяти аккумуляторов подгруппы; гальванической развязки между АБ и измерительными цепями; аварийного отключения нагрузки при снижении напряжения на любом из аккумуляторов до 3,0 В либо при подъеме температуры АБ выше 40°С.
Схема подключения системы CMS к одной из трех главных групп АБ показана на рисунке. Показанный на схеме резистор 0,02 Ом служит для контроля (по падению напряжения на нем) силы зарядного/разрядного тока группа АБ.
В процессе выполнения НПА задания система CMS каждые 10 сек. проверяет напряжение на каждом из 126 аккумуляторов, входящих в каждую из трех групп, и прекращает выполнение программы в случае снижения напряжения до минимального предела 42 В на любой из групп. В период между погружениями НПА выполняется подзаряд АБ с индивидуальным контролем силы зарядного тока (номинальное значение 5 А) на каждой из трех групп. В случае подъема температуры АБ в процессе заряда до 40°С система CMS ограничивает силу зарядного тока на время, пока температура не упадет ниже этого уровня.
В общей сложности за все время эксплуатации НПА типа ABE совершил более 50 исследовательских погружений. В 1999 г. он был использован для картографирования грунта в районе юго-восточной тихоокеанской возвышенности (районе активной подводной тектонической и вулканической деятельности), выполнив 19 погружений со сбором батиметрических, магнитометрических, температурных и оптических данных, а также данных об электропроводности морской воды.
Как было указано выше, в 2000 г. на НПА типа ABE были установлены литий-ионные АБ, и он был использован для выполнения картографирования района EMF (Endeavour Main Field) на глубине 2200 м. Именно там ранее были обнаружены выходы высокотемпературных, насыщенных солями геотермальных вод — очаги исключительно интенсивного развития жизни на большой глубине при температуре воды до 90°С. В этом районе было выполнено 10 погружений.
Исключительным по длительности было погружение №51. В течение ок. 30 час. «придонного» времени НПА выполнил подробное обследование параллельными галсами участка грунта размером ок. 650 X 300 м. Протяженность каждого из галсов составляла ок. 300 м, расстояние между ними — 20 м. НПА «перекрыл» обследуемый участок пятью последовательными сериями галсов, пройдя над грунтом в общей сложности 58,9 км.
Суммарные показатели работы НПА более чем в пять раз превысили аналогичные показатели при погружениях, выполнявшихся ранее со свинцовыми АБ на борту.
Испытания показали, что литий-ионная АБ обеспечивает длительность работы НПА типа ABE до 33 час. при мощности нагрузки, лежащей в интервале 100 — 400 Вт.
Была подтверждена высокая эффективность литий-ионных АБ при использовании на борту гражданских подводных объектов. Их высокая стоимость в значительной степени окупается многократным увеличением автономности.
(по материалам доклада Bradley A.M., Duester A.R., Liberatore S.P., Yoerger D.R. «Extending the Endurance of a Operational Scientific AUV using Lithium-Ion Batteries»)
Проекты
Организации
- Eagle-Picher
- Океанографический институт WHOI; Woods Hole
- Океанографический центр Southampton
Заметки
Источники
- «Unmanned Underwater Vehicle Showcase 2000», Conference Proceedings
- Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 31