Необитаемые подводные аппараты для действий на мелководье

Традиционно НПА класса UUV (Unmanned Underwater Vehicle) имеют торпедообразную форму корпуса, оптимизируемую по законам гидродинамики. В последнее же время появилось несколько проектов НПА, совершенно необычных как по внешнему виду, так и по способу передвижения.

Поскольку все большее значение для ВМС США приобретают вопросы выполнения операций в прибрежных и мелких водах, а также обеспечения доступности вражеского побережья для десантных сил, разработан ряд проектов боевых НПА, предназначенных для действий как непосредственно в зоне береговых бурунов, так и на прилегающих акваториях. К ним, в частности, относятся проекты «ползающих шестиногих и крабообразных» НПА, разработанные в конце 1990-х годов фирмой iRobot (Boston).

Подобные аппараты получили обозначение ALUV (Autonomous Legged Underwater Vehicle — автономные шагающие ПА). Наиболее известным из них стал аппарат «Ariel II». В боевых условиях группа таких ПА должна выпускаться в воду в непосредственной близости от берега, который, как предполагается, заминирован. После этого группа «проползает» через зону прибоя и выходит на берег. Затем каждый из ПА должен прикрепляться к любому встреченному им миноподобному объекту и посылать сигнал об этом оператору, который принимает решение о совместном подрыве ПА и обнаруженной мины.

ПА типа «Ariel II» (рисунок)

Способности ПА типа «Ariel II» отыскивать мины были продемонстрированы в различных условиях - на побережье Revere Beach (шт. Массачусетс), на полигоне Coastal Systems Station (Panama City, шт. Флорида) и в заливе Monterey.

Несмотря на достаточно простую концепцию ПА для действий в прибрежных зонах, существует ряд комплексных проблем, требующих проведения дополнительных исследований. В их число входят: обеспечение точной навигации; адаптивная программа обеспечения восстановления темпа движения после случайной задержки или «подскальзывания» аппарата на покрытых водорослями рифах (возможно, наиболее сложная проблема); преодоление препятствий в условиях крайне интенсивной турбулентности прибойной зоны.

Испытания на полигоне Coastal Systems Station подтвердили хорошую устойчивость НПА на береговых склонах и способность локализовать стальные объекты, однако согласно сообщениям фирмы-разработчика, «.. .потребуется еще большой объем работ по обеспечению динамического управления моделью».

НИЛ ВМС США также изучает боевые НПА более традиционного, но не получившего широкого распространения до настоящего времени типа - передвигающихся по грунту с помощью гусениц. Эти НПА предназначены для действий в очень мелких водах и в зоне прибоя. Проект базируется на использовании технологии наземных гусеничных роботов-подрывников. Будучи адаптированными к морским условиям, эти роботы смогут действовать на морском грунте и на опасных участках морского побережья. Предполагается, что гусеничные НПА смогут осуществлять доставку подрывного заряда и картографирование по намеченной трассе, а также автономно определять и уничтожать мины и миноподобные цели, что было подтверждено в процессе проведения испытаний в 2002 г.

Общий вид гусеничного НПА

Помимо создания НПА для действий на мелководье и в зоне прибоя проводятся исследования потенциальных возможностей боевых НПА класса UUV, при создании которых использованы принципы бионики. Этими работами, в частности, заняты фирма iRobot, Массачусетский технологический институт (MIT — Massachusetts Institute of Technology), Управление исследований
ВМС США.

Эти рыбообразные НПА-роботы, имеющие гибкий корпус, предназначены для достижения высоких гидродинамических характеристик, подобных таковым для рыб — маневренности, скорости, ускорения. Например, корпус робота-рыбы, разрабатываемого отделением Department of Ocean Engineering института MIT, имеет ряд силовых приводов внутри гибкого каркаса, обтянутого наружной кожей из лайкры — см. также «Дайджест...» 1995, вып. №12/13, реф. 2.5.3.

Рыбообразный корпус НПА

По мнению фирмы iRobot, подобные рыбообразные НПА потребуют меньшей мощности для движения и представят большие трудности для обнаружения противником, чем традиционные торпедообразные ПА. В случае же обнаружения их высокие маневренность и скорость не позволят противнику захватить их как цель.

Работы НИЛ ВМС США, проводимые совместно с фирмой Webb Research (Massachusetts) и лабораторией прикладной физики (Applied Physics Laboratory) Вашингтонского университета, направлены на то, чтобы избежать необходимости применения на НПА мощной ЭУ. Достичь этого удалось в двух разработках океанографических НПА-планеров («glider»), получивших обозначение «Slocum Glider» и «Seaglider».

Ни один из этих двух НПА не имеет традиционной ЭУ. НПА «Slocum Glider» включает в свой состав «тепловой двигатель», который черпает энергию из разности температур по глубине океана за счет изменения собственной плавучести — всплывая к поверхности и возвращаясь на глубину. По заявлению НИЛ ВМС США, «. этот планер с большим сроком службы спроектирован таким образом, чтобы в течение пяти лет постоянно выполнять вертикальные зигзаги от поверхности до глубины ок. 5000 футов» (ок. 1524 м).

Подобным же образом НПА «Seaglider» осуществляет поступательное движение за счет изменения плавучести и использования рулей для всплытия и погружения. Навигационное обеспечение осуществляется с помощью СНС GPS при нахождении НПА на поверхности.

В 2003 г. НПА «Slocum Glider» и «Seaglider» пройдут испытания в составе ВМС и КМП в период учений у побережья Camp Pendleton (шт. Южная Каролина). По мнению НИЛ ВМС США, эти НПА смогут оказаться потенциальным инструментом для «сбора данных относительно районов океана, представляющих интерес при выполнении ПМО и других операций в период экспедиционных военных действий».

(по материалам статьи «Shallow-water research efforts spawn UUV exotica»)


Проекты

Организации

  • Defense Science Board Task Force - Управление научных исследований МО США
  • Department of Ocean Engineering института MIT
  • iRobot
  • MIT — Massachusetts Institute of Technology (Массачусетский технологический институт)
  • Webb Research
  • Лаборатория прикладной физики (Applied Physics Laboratory) Вашингтонского университета
  • Полигон Coastal Systems Station

Заметки

Источники

  • Jane’s Navy International, 2002, v.107, №10
  • Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 34