Новые атомные подводные лодки ВМС Великобритании

В конце 1990-х годов ВМС Великобритании не предполагали создавать новый проект АПЛ, а планировали лишь существенно усовершенствовать АПЛ типа «Trafalgar», присвоив ей шифр В2ТС (Batch 2 Trafalgar Class). Однако в процессе работ проект претерпел значительные изменения, в связи с чем превратился в проект АПЛ нового поколения и получил наименование «Astute». При этом в новом проекте использован ряд технических решений, отработанных в предыдущих проектах АПЛ «Trafalgar» и ПЛАРБ «Vanguard», а также при проведении программы модернизации АПЛ типов «Swiftsure» и «Trafalgar» — «S&T Update» (см. рис.).

Эволюция атомных ПЛ ВМС Великобритании

АПЛ типа «Astute» ВМС Великобритании — первые, при проектировании которых учитывались вопросы обеспечения и обслуживания в процессе всего жизненного цикла. Эти вопросы были ключевыми при оценках предложений фирм в рамках тендера и при выборе главного подрядчика. Основным требованием было то, что в стоимость контракта входило обслуживание подрядчиком головной АПЛ в течение восьми лет. (По-видимому, контракт заключен по новым принципам: со «стимулирующей» ценой и разделением этапов разработки и производства, когда для этапа разработки устанавливается верхний предел цены, при экономии которого компания получает 70% от сэкономленной суммы, а при превышении — оплачивает 30% от суммы превышения стоимости — прим. ред.).

В рамках предварительного проектирования необходимо было рассматривать вопросы сервисного обслуживания как части процесса выбора оборудования и гарантировать полное МТО при его эксплуатации и замене.

Для демонстрации возможностей снижения стоимости жизненного цикла по сравнению с АПЛ типа «Trafalgar» необходимо было собрать статистику по обслуживанию и ремонту действующих АПЛ. Информация собиралась параллельно с проектированием новой АПЛ и позволила предусмотреть в проекте необходимый объем мероприятий по обслуживанию АПЛ. Ключевыми областями исследований были:
— снижение числа плановых ремонтов и максимизация работ, выполняемых непосредственно экипажем во время плавания под водой;
— обеспечение возможности контроля и эффективного влияния на процессы коррозии корпуса, трубопроводов, цистерн и других элементов;
— идентификация и контроль старения оборудования;
— обеспечение необходимой надежности оборудования и разработка эффективной системы управления процессом обслуживания с соответствующим мониторингом состояния систем.

В требования главного подрядчика входило также представление всего диапазона данных по МТО и необходимой технической документации в электронном формате там, где это было практически возможно. Эти данные должны были вводиться в сетевую информационную систему ПЛ с последующим электронным отображением посредством интерактивных систем.

Главным подрядчиком является фирма Marconi Electronic Systems (бывшая GEC Maconi). В целях снижения потенциального риска и уменьшения стоимости в представленном ею на конкурс проекте были реализованы два принципа: минимизация разработок нового оборудования и разработка такой архитектуры ПЛ, которая позволила бы снизить стоимость постройки ПЛ.

При проектировании общего расположения ПЛ было принято решение о размещении отсеков и оборудования по функциональному признаку. В результате была разработана трехпалубная конструкция, на первой палубе носовой части которой размещается ЦП, на второй — жилые помещения, а на третьей — системы оружия и оборудование. В корме в отсеке вспомогательных механизмов размещаются механизмы и устройства, в частности, системы гидравлики, погружения и всплытия — на первой палубе, ЭЭС с ГРЩ и СУ распределением электроэнергии — на второй, ДГ — на третьей.

Схема общего расположения АПЛ типа «Astute»
1,11 - модули отсека энергетики (1 - A/C, 11 - MPMP), 2 - системы маневрирования, 3-отсек вспомогательных механизмов и ГРЩ, 4-модуль СУ, 5- модуль рубки, 6 - модуль системы выстреливания оружия, 7 - модуль системы использования оружия, 8-жилые помещения, 9- модуль NSRP (оборудование реакторного отсека), 10-модуль дизель-генераторов

Общее расположение энергетического отсека изменилось незначительно. Модуль системы кондиционирования воздуха и насосов располагается в нос от механизмов ГЭУ

Модули макета АПЛ типа «Astute»

В целом программа создания АПЛ типа «Astute» обеспечила возможность значительного изменения процесса приобретения ПЛ ВМС Великобритании. Значительная доля ответственности за корабль перешла от МО к промышленности. В качестве важного момента отмечается также хорошее взаимодействие между главным подрядчиком, субподрядчиками и заказчиком в части обмена информацией, что позволило прийти к общему пониманию проблем и путей их решения.

(по материалам доклада P.Tasker «Developing new systems. Experience from the Royal Navy Astute class SSN»)


Проекты

Организации

  • Marconi Electronic Systems (бывшая GEC Maconi)

Заметки

Источники

  • Jane’s Fighting Ships, 2002—2003
  • Submarine & Anti-Submarine Warfare, Smi, 1999, London
  • Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 34