Рекомендации ВМС США по спасению членов экипажа аварийной подводной лодки
С 31.01.95 в ВМС США действует «Руководство по эксплуатации корабельных технических средств», глава 594 которого — «Спасение — безопасный выход из аварийной ПЛ и средства спасения» — рассматривает условия обитаемости в отсеке-убежище аварийной ПЛ. В зависимости от конкретных условий экипажу рекомендуется либо ожидать прихода поисково-спасательных сил (ПСС), либо осуществлять самостоятельный выход через аварийно-спасательный люк (АСЛ).
Для самостоятельного выхода в подводных силах ВМС США используется индивидуальное спасательное средство (ИСС) типа «Steinke Hood», которое было разработано в 1953 г. Commander I. H. Steinke и состоит на вооружении с 1963 г. ИСС представляет собой капюшон со спасательным жилетом, надеваемый подводником в АСС перед всплытием. ИСС прошло морские испытания на глубине 97 м и в гидротанке — с глубины 137 м.
Между тем, недостаточная защита подводника с ИСС типа «Steinke Hood» от холодной воды значительно увеличивает риск гипотермии, если всплывший не будет быстро поднят из воды спасателями. Кроме того, специалисты ВМС США пришли к выводу, что ИСС типа «Steinke Hood» не обеспечивает необходимой глубины выхода из аварийной ПЛ (по их мнению, гарантированная глубина спасения с использованием этого ИСС не превышает 75 м).
Ниже в таблице показаны факторы, которые должны учитываться при выборе экипажем аварийной ПЛ своих дальнейших действий: ждать прибытия ПСС или начинать самостоятельный выход.
Необходимо также учитывать предельные условия, при которых ПСС с использованием коллективных средств спасения будут в состоянии оказать помощь членам экипажа, находящимся в отсеке-убежище:
— в случае использования спасательного колокола глубина не должна превышать 259 м, абсолютное давление в отсеке не должно превышать 2,0 ата;
— в случае использования спасательного ПА класса DSRV глубина должна быть не менее 45,7 м, допускается давление в отсеке до 3,5 ата.
На графике показана вероятность возникновения кессонной болезни у подводников, всплывших самостоятельно в ИСС или поднятых в СПА класса DSRV, в зависимости от абсолютного давления в отсеке и глубины на месте аварии. В области «1», вероятность которой составляет менее 10%, у всех спасенных возможны незначительные проблемы со здоровьем. В области «2» (вероятность 10— 20%) возможна потребность некоторых подводников в декомпрессии в течение ближайших нескольких часов. В области «3» (вероятность 20 — 50%) возможны отдельные летальные исходы, состояние остальных подводников — угрожающее без проведения безотлагательной интенсивной терапии. В области «4» (вероятность — более 50%) ожидаются многочисленные летальные исходы; по понятным причинам отсутствуют экспериментальные данные для области, имеющей вероятность возникновения 50 — 80%. Линия «5» ограничивает предельно допустимую глубину всплытия с ИСС — 450 футов (ок.137 м). Позиция «6» — предельно допустимое давление в отсеке ПЛ — 1,7 ата при самостоятельном выходе в ИСС типа «Steinke Hood». Позиция «7» — предельно допустимое давление в отсеке — 3,5 ата при спасении в СПА класса DSRV.
Заметки
Источники
- Naval Ships’ Technical Manual
- Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 30