Naval News: Проблема С Российскими Подводными Лодками Гораздо Серьезнее, Чем Многие Себе Представляют
Российская подводная лодка "Новороссийск", усовершенствованное судно класса "Кило", была вынуждена вернуться домой на Балтику после механической поломки в Средиземном море. В то время как некоторые со
Российская подводная лодка "Новороссийск", усовершенствованное судно класса "Кило", была вынуждена вернуться на Балтику после механической поломки в Средиземном море. Хотя в некоторых сообщениях ее положение преувеличивалось, этот инцидент свидетельствует о сокращении присутствия российского военно-морского флота в регионе. С тех пор как в 2024 году Россия потеряла свою сирийскую базу в Тартусе и столкнулась с ограничениями на передвижение через Босфор, Средиземноморская оперативная группа в основном распалась. Проблемы с "Новороссийском" свидетельствуют о растущих проблемах с техническим обслуживанием и более широком ослаблении военно-морского влияния Москвы в Средиземном море.
История с подводной лодкой ВМФ России "Новороссийск" попала в заголовки газет и даже в насмешливые высказывания официальных лиц. Глава НАТО Марк Рютте подвел итог, отметив, что “разбитая российская подводная лодка” “хромала домой с патрулирования". Подводная лодка, усовершенствованная лодка класса Kilo Pr.636.3, с начала месяца совершала обратный переход из Средиземного моря в Балтийское.
Сообщается, что в конце сентября в западной части Средиземного моря у подводной лодки произошел механический сбой, и с тех пор она возвращается домой на надводном положении.
Однако то, что это всплыло на поверхность, само по себе не является чем-то необычным. "Русские килограммы" совершают это путешествие подобным образом уже много лет. И это не произошло внезапно во Франции в буквальном смысле, несмотря на привлекательные заголовки. Если отбросить морские каламбуры, то многое из того, что было написано о нем, является преувеличением и домыслами. Это еще один случай "принятия желаемого за действительное". Однако его беды указывают на гораздо более серьезную проблему с подводными лодками для российского военно-морского флота.
Постоянное оперативное соединение России в Средиземном море
Военно-морской флот России создал "постоянное оперативное соединение" в 2013 году. Подводные лодки, а также фрегаты и более крупные военные корабли базировались в Тартусе в Сирии. Подводный компонент часто перебрасывался с близлежащего Черноморского флота. Это происходило вопреки конвенции Монтре, которая запрещает подводным лодкам дислоцироваться между Черным и Средиземным морями. На практике Россия смогла изменить толкование рейсов для технического обслуживания, чтобы обойти эти ограничения.
На базе в Тартусе было достаточно помещений, чтобы подводные лодки могли находиться там в течение года. Там в течение длительного времени находилось важнейшее ремонтное судно PM-82, которое обеспечивало техническое обслуживание на месте. К 2022 году в Тартусе регулярно находились две или более подводных лодки, причем две из них находились там в начале вторжения в Украину в 2022 году.
Однако все шло не так гладко. Полномасштабное вторжение в Украину привело к тому, что Турция закрыла пролив Босфор для военных кораблей и подводных лодок ВМФ России. Вместе с запретом на посещение российскими военными кораблями Кипра, который ранее предоставлял услуги по заправке и техническому обслуживанию, это стало серьезным ударом по российскому присутствию в Средиземном море.
Российские позиции в Средиземном море значительно ослабли
Затем, в марте 2024 года, угроза присутствия украинского надводного корабля без экипажа в Черном море вынудила изменить маршрут движения судов снабжения с более короткого черноморского маршрута на гораздо более длинный Балтийский. Но самый большой удар был нанесен в декабре 2024 года внезапным падением режима Асада в Сирии. Это привело к тому, что российский военно-морской флот был выведен из Тартуса. Подводная лодка "Новороссийск" была одним из первых судов, покинувших порт, пройдя через Гибралтарский пролив 2 января 2025 года.
После потери Сирии России стало все труднее поддерживать присутствие подводных лодок в Средиземном море. Корабли теперь должны отправляться из Балтийского моря, совершая 4000-километровый переход в начале и в конце каждого этапа. Это ограничивает время их пребывания в Средиземном море и, несомненно, накладывает большие расходы на экипажи и увеличивает сроки технического обслуживания.
Патрулирование подводными лодками продолжается, но уже слабее
"Новороссийск" вернулся в Средиземное море в сопровождении вспомогательного буксира в конце июня 2025 года. В Naval News есть информация, что судно заходило в порты Северной Африки и, вероятно, как минимум один раз проходило техническое обслуживание специалистами. Однако сеть жизнеобеспечения местного базирования отсутствует.
Тем временем подводный флот России, особенно дизель-электрические "Килос", по-видимому, страдает от отставания в техническом обслуживании. Это сказывается на оставшихся лодках в Черном море (одна из них, "Ростов-на-Дону", была списана из-за неоднократных ракетных ударов), а также на лодках на Балтике. Таким образом, несмотря на наличие флота из более чем 10 лодок, нет немедленной замены злополучному "Новороссийску".
Россия все еще может разместить там атомные подводные лодки, которые могут пройти весь путь в подводном положении и прибыть без предупреждения. Известно, что с 2022 года крылатые ракетные катера класса "Ясень" (он же "Северодвинск") время от времени заходят в Средиземное море. Но они также растянуты, и это почти наверняка не постоянное присутствие.
Вернется ли Россия в Средиземноморье?
Развертывание подводных лодок в настоящее время выглядит скорее демонстрацией, чем значимым военно-морским потенциалом. Но Россия, вероятно, намеревается восстановить там базу, чтобы разместить там более мощные силы, сосредоточив ресурсы на южном фланге НАТО. База может находиться в Ливии, и Тобрук является очевидным кандидатом.
На создание любой новой базы потребуется время, а также, вероятно, потребуются некоторые строительные работы. Возможно, первым признаком этого станут заходы в порт российских правительственных грузовых судов или ремонтных судов, прибывающих из Балтийского моря. Тем временем, похоже, что "Новороссийску" потребуется некоторое время, чтобы сменить место дислокации в Средиземном море, и нет никаких признаков того, что еще один "Кило" отправится на юг.
Не следует недооценивать подводные силы России, особенно новейшие атомные лодки. Но "Килограммы" показывают свою ограниченность, и Россия потеряла всякое ощущение постоянства в Средиземном море.
Сообщение о том, что проблема с российскими подводными лодками гораздо серьезнее, чем многие себе представляют, появилось впервые в военно-морских новостях.
Источники
- Naval News-Russia’s Submarine Problem Is Much Worse Than Many Imagine