Сделка Великобритании с Норвегией по строительству фрегата может обернуться экономией средств
Правительство Великобритании недавно отпраздновало подписание исторической сделки по продаже пяти новых фрегатов Type 26 норвежским военно-морским силам, что привело к объединению...

Опубликовано 4 ноября 2025 г. в 11:31 пользователем Морская администрация
Правительство Великобритании недавно отпраздновало подписание исторической сделки по продаже пяти новых фрегатов Type 26 норвежским ВМС, что принесло британской оборонной промышленности общий объем заказов на сумму 13 миллиардов долларов. Это расширяет список заказов на противолодочные корабли типа 26, пополняя флот противолодочных фрегатов стран-членов НАТО, которые могут патрулировать Северную Атлантику в поисках российских подводных лодок. Но, согласно британскому оборонному изданию Navy Lookout, не исключено, что некоторые из корпусов Королевского военно-морского флота Type 26 могут быть проданы Норвегии в середине производства, что сократит краткосрочные расходы Великобритании и потенциально сократит объем заказа Королевского военно-морского флота.
Тип 26 - это специально построенный противолодочный фрегат, предназначенный от киля до верха для охоты на подводные лодки. Он обладает сравнительно ограниченными возможностями радара противовоздушной обороны и зенитно-ракетного комплекса, но обладает улучшенной способностью обнаруживать подводные угрозы благодаря бесшумной дизель-электрической силовой установке и гидролокатору Thales с буксируемой антенной решеткой. Нынешний заказ на восьмикорпусный фрегат Type 26 является сокращенной версией первоначального плана, который предусматривал восемь корпусов для противолодочной обороны и пять для общего назначения; позже варианты общего назначения были отменены и заменены другим, более дешевым фрегатом Type 31. Но верфи на Клайде получили толчок в августе, когда Министерство обороны Великобритании объявило, что Норвегия также будет закупать Type 26. Этот заказ стоимостью 13 миллиардов долларов стал крупнейшей в истории Великобритании сделкой по экспорту военных кораблей, а также крупнейшим в истории Норвегии оборонным заказом. В дополнение к заказу Королевского военно-морского флота на восьмикорпусные суда типа 26, норвежские суда будут обеспечивать четыре тысячи рабочих мест в Великобритании в 2030-х годах. Для обеих стран сделка создает совместный потенциал в области противолодочной обороны, который более совместим в эксплуатации и ремонте, с общим оборудованием, процедурами обучения и цепочками поставок, отметили командиры RUSI fellows Эдвард Блэк и доктор Сидхарт Каушал в то время.
Но Министерство обороны Великобритании находится под сильным давлением, требуя сокращения расходов, благодаря сочетанию инфляции, повышения заработной платы военнослужащих и низкого роста бюджетных ассигнований. Согласно независимому изданию Navy Lookout, одним из концептуальных способов найти экономию в среднесрочной перспективе может стать разрешение Норвегии забрать часть корпусов, предназначенных для Королевского военно-морского флота, из программы Type 26.
"Сделка по продаже Норвегии фрегатов типа 26 может превратиться из огромного промышленного и стратегического успеха в своего рода ловушку для РН. Есть предположения, что норвежцам можно было бы продать больше судов, находящихся в середине производственного цикла, чтобы снизить капитальные затраты. Что еще хуже, они могут не быть заменены новыми заказами, что приведет к снижению количества RN T26 ниже обещанных восьми", - предупредило независимое издание, добавив, что та же концепция экономии средств может быть применима и к Type 31.
Уже известно, что по крайней мере один строящийся корпус будет передан для поставки в Норвегию в 2030 году в рамках соглашения; вопрос в том, будет ли их больше. Судостроитель заявляет, что рассматривает серию из 13 кораблей как единую непрерывную программу, и "точная последовательность строительства норвежских кораблей будет согласована правительствами двух стран в рамках переговоров по контракту, чтобы гарантировать соответствие программы эксплуатационным требованиям обоих флотов", - сообщил генеральный подрядчик BAE Naval News ранее в этом году.
Поскольку существующие фрегаты Королевского флота Type 23 демонстрируют признаки старения, перспектива перераспределения большего количества фрегатов Type 26 может усугубить и без того ожидаемый "дефицит фрегатов" для службы, предупреждает Navy Lookout. "Лидерам прошлого, которые допустили, чтобы фрегатные силы RN оказались в таком состоянии, придется за многое ответить, но крайне важно, чтобы сегодняшние политики не допустили дальнейшего ухудшения положения", - предупредило издание.
Источники
- The Maritime Executive: Report: UK's Frigate Deal With Norway Could Be Turned Into Cost Savings