Нехватка фрегатов у Королевского военно-морского флота — насколько она велика и как долго продлится?
Руководство военно-морского флота – В настоящее время РН находится в ситуации, когда устаревающие фрегаты выводятся из эксплуатации задолго до того, как их можно будет заменить. В краткосрочной перспе
Королевский военно-морской флот сейчас находится в ситуации, когда стареющие фрегаты выводятся из эксплуатации задолго до того, как появляются их замены. В краткосрочной перспективе мало что можно сделать, но здесь мы пытаемся проанализировать, можно ли исправить ситуацию и когда это можно будет сделать.
Тип 23 держится
После анализа этой проблемы в прошлом году произошли дальнейшие, в основном нежелательные, изменения в составе фрегатов Королевского военно-морского флота, который к концу этого года будет насчитывать всего 7 кораблей. Официальная позиция заключается в том, что «Королевский военно-морской флот тщательно контролирует переход от фрегатов типа 23 к фрегатам типа 26 и типа 31, при этом фрегаты типа 23 должны быть выведены из эксплуатации в 2035 году». Всё это подтверждает надежду на то, что хотя бы один T23 будет в рабочем состоянии через десять лет.
Модернизация T23 означает, что устаревание боевой системы не является главным препятствием для продления срока их службы. Решающим фактором в том, как долго они смогут прослужить, является состояние корпуса и механизмов. Несмотря на то, что на ремонт металлоконструкций во время модернизации LIFEX были потрачены значительные суммы, постоянно поступают сообщения о том, что коррозия по-прежнему является проблемой. Нет никаких оснований полагать, что семь оставшихся T23 после вывода из эксплуатации HMS Lancaster в конце этого года смогут прослужить достаточно долго, чтобы обеспечить плавный переход.
HMS Richmond — один из последних сохранившихся фрегатов типа T23, построенных компанией Swan Hunter на реке Тайн в 1993 году, через несколько месяцев после HMS Westminster и HMS Northumberland. Оба корабля-близнеца были выведены из эксплуатации из-за невозможности экономически целесообразного ремонта. Однако Richmond прошёл программу модернизации энергетического оборудования (Power Generation Machinery Upgrade, PGMU), в ходе которой были заменены оригинальные дизельные генераторы. К концу 2025 года она совершит два глобальных похода с момента завершения ремонта по программе LIFEX в 2020 году. Неизвестно, сможет ли она прослужить ещё 5 лет.
Состояние каждого корабля может быть разным, и это не обязательно связано с возрастом. Это зависит от того, сколько времени они провели в море, в каких погодных условиях и насколько тщательно за ними ухаживали. HMS Kent проходит капитальный ремонт/PGMU в Девонпорте и может оказаться самым долгоживущим T23. HMS Portland недавно прошёл короткий период в сухом доке, а HMS Iron Duke встал в сухой док в начале этого месяца. Потребность в плановом или внеплановом техническом обслуживании, скорее всего, будет возникать всё чаще по мере того, как борьба за продление срока службы стареющих судов будет становиться всё более сложной.
Королевский военно-морской флот Великобритании сейчас находится в ситуации неизбежного «дефицита фрегатов» как минимум до 2028 года. За этим последует период в 7–8 лет, в течение которого прогнозирование численности флота будет крайне затруднительным. Хотя первые T26 и T31 начнут поступать в конце 2020-х годов, если T23 не удастся сохранить в строю, то вернуться к теоретическому требованию в 13 фрегатов будет невозможно до середины 2030-х годов. Основными преимуществами новых кораблей должны стать повышенная доступность и снижение затрат на техническое обслуживание, но каким бы хорошим ни был корабль, он может находиться только в одном месте в одно и то же время. После ввода в эксплуатацию новые фрегаты могут быть сразу же задействованы для выполнения минимальных задач Королевского военно-морского флота, таких как патрулирование в составе буксируемого соединения или сопровождение флота.
T26 и T31 оснащаются новыми для Королевского военно-морского флота системами вооружения и возможностями, и потребуется время, чтобы протестировать их, отработать и научиться максимально эффективно использовать их огромный потенциал. Например, у отсека для миссий T26 много возможностей, но другие приоритеты могут не позволить в полной мере воспользоваться этой возможностью. В рамках программы T31 после приемки корабли вернутся на верфь для дополнительного оснащения (CIP), в частности для установки ячеек Mk 41. Несмотря на то, что T26 менее инвазивны, после ввода в эксплуатацию они также будут оснащены системой CIP. Если T23 придётся вывести из эксплуатации раньше, чем планировалось, будет гораздо сложнее найти баланс между необходимостью как можно скорее ввести в эксплуатацию новые фрегаты и оптимальным вводом в эксплуатацию.
Источники
- Naval Open Source Intelligence: The Royal Navy’s frigate gap – how deep and how long will it last?