Вариант оснащения переоборудуемых подводных ракетоносцев ВМС США морской модификацией армейских крылатых ракет

Фирма Lockheed Martin предложила в качестве дополнительных вариантов «полезных нагрузок» для переоборудуемых в ПЛАРК четырех ракетоносцев типа «Ohio» комбинацию БЛА с морской модификацией армейской КР TACMS (Army’s Tactical Missile System), что позволит ПЛ осуществлять поражение береговых объектов на средних дальностях (180 — 500 км).
В краткосрочной перспективе это поможет ликвидировать разрыв в боевых возможностях флота в связи с тем, что поступление на вооружение ЭМ DD(X), оснащенных артиллерийским комплексом AGS (Advanced Gun System) большой дальности, ожидается не ранее 2012 г., а разрабатываемой КР FLAM (Future Land Attack Missile) — после 2014 г.

Управление DARPA МО в 1997 г. финансировало фирмам Lockheed Martin Aeronautics и General Dynamics 5-ти месячное исследование возможности создания запускаемого и возвращаемого на АПЛ многофункционального БЛА MPUAV (Multi-Purpose Unmanned Air Vehicle). По оценке специалистов этих фирм, при современных достижениях в области технологий такой ЛА может быть создан до 2012 г.

БЛА может размещаться в пусковой шахте ПЛАРК вместе с системой пуска и средствами технического обслуживания (включая средства заправки его топливом). Обладающий положительной плавучестью БЛА может плавно всплывать по направляющим из пусковой шахты, отделяться от ПЛ, подниматься к поверхности моря и по команде осуществлять выход из воды с помощью двух одноразовых РДТ и переход к полету в атмосфере.

Запуск многофункционального БЛА

Один из вариантов предусматривает оснащение ПЛ четырьмя БЛА, один из которых несет датчики разведки и целеуказания для наведения остатьных трех ударных БЛА, оснащенных малыми бомбами SDB (Small Diameter Bomb) или суббоеприпасами LOCAAS (Low-Cost Autonomous Attack System). После нанесения удара ведущий БЛА может выполнить осмотр района и оценку его результатов для обеспечения последующих ударов другими БЛА, а также альтернативными боевыми средствами, например, КР TACMS или «Tomahawk».

БЛА может также нести другие средства, например, необслуживаемые наземные датчики, средства ретрансляции и оборудования для обеспечения сил специальных операций.

По окончании выполнения задач БЛА возвращаются в район нахождения ПЛАРК, приводняются, выключают двигатели и выполняют маневр погружения, после чего включают ГА маяк-ответчик для подачи сигналов, обеспечивающих их обнаружение и определение местоположения с борта ПЛАРК.

После установления контакта с ПЛАРК БЛА выпускает трос для втягивания его в пусковую шахту ПЛАРК, где производится перезарядка и подготовка их к следующему полету.

ВМС США выделили 30 млн. дол. на разработку и проведение в 2005 — 2007 фин. гг. демонстрационных капсулированных пусков КР TACMS из ПУ КР «Tomahawk». Эти испытания должны включать серию стрельб испытательными образцами КР, а также одиночный пуск КР с ПЛАРБ, имитирующей ПЛАРК.

В модифицированную для КР РШ БР «Trident» может помещаться шесть капсулированных КР TACMS на двух уровнях, по три КР в каждом.

Для управления стрельбой КР TACMS фирма Lockheed Martin интегрирует соответствующую системную плату в СУ стрельбой КР «Tomahawk» ПЛАРК, что обеспечит доступ к данным целеуказания Армии и КМП США и позволит ПЛАРК поражать неотложные и другие важные тактические или оперативные цели с помощью КР TACMS.

Эти ракеты, по мнению специалистов, повысят эффективность ударов ПЛАРК по береговым объектам благодаря более высокой скорости полета (достигающей на среднем участке траектории сверхзвукового значения), более низкой стоимости и значительно большему числу видов боевой нагрузки.

Предложенный разработчиком т. н. «спиральный» процесс разработки обеспечит создание семейства новых боевых нагрузок для КР TACMS. Они дополнят базовый вариант боевой нагрузки Block IA с БЧ М74, которыми оснащена КР, имеющая дальность 330 км.

Основные характеристики БЛА: длина — 5,7 м, размах складывающегося крыла — 4,9 м, максимальная масса — 3,65 т, максимальная скорость — 0,9 М, потолок — 1300 м, радиус действия без дозаправки — 600 м. миль с боевой нагрузкой 450 кг. В качестве ДУ используется турбовентиляторный двигатель тягой 1360 кг.


Проекты

Организации

  • General Dy­namics
  • Lockheed Martin
  • Управление перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA)

Заметки

Источники

  • Jane’s International Defense Review, 2003, June, v.36, p.29
  • Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 36