Перспективы и проблемы развития подводного флота ВМС США
В своем выступлении 12.02.02 перед Комитетом Сената США по делам Вооруженных Сил (Senate Armed Services Committee) министр ВМС Gordon R. England заявил: «... после многих лет достаточного финансирования показатели бюджета 2003 фин. г. представляют собой драматическую картину для ВМС».
Бюджет на 2003 фин. г. предусматривает текущее строительство пяти кораблей для ВМС США (см. табл.).
Класс корабля |
Тип корабля |
Кол-во, ед. | Финансирование млн. дол. |
---|---|---|---|
АПЛ | Virginia | 1 | 2,2 |
КР УРО | Arleigh Burke | 2 | 2,4 |
ДК | San Antonio | 1 | 0,64 |
ВС набжения |
Lewis and Clark | 1 | 0,39 |
Всего | 5 | 5,63 |
Исходя из среднего срока службы ПЛ, составляющего ок. 30 лет, можно определить, что темп строительства должен составлять ок. десяти АПЛ в год с тем, чтобы поддерживать численность флота на уровне немногим более 300 кораблей. Следовательно, по мнению министра, необходимо постоянно приобретать от восьми до десяти кораблей в год, Дополнительные затруднения вносит недавнее заявление Начальника оперативного штаба ВМС о потребности для ВМС от 30 до 60 кораблей «прибрежной зоны действия» (LCS — Littoral Combat Ship). Финансирование строительства таких кораблей пока вообще бюджетом не предусмотрено.
Администрация президента Буша увеличила оборонный бюджет по сравнению с бюджетом администрации президента Клинтона, однако на цели кораблестроения дополнительное финансирование не выделено.
Министр ВМС также показал, как распределены приоритеты в бюджете ВМС 2003 фин. г.:
- жалование и вознаграждения военнослужащим;
- эксплуатация флота и поддержание его боеготовности;
- приобретение боезапаса (преимущественно имеются в виду ракеты классов «корабль-земля» типа «Tomahawk» и «воздух-земля»);
- приобретение самолетов;
исследования, усовершенствование, испытания и оценки военной техники;
- кораблестроение.
Таким образом, программа строительства АПЛ типа «Virginia» является очень «узким местом». В настоящее время ВМС строят по одной АПЛ этого типа в год, хотя они являются столь же малошумными, как предшествующие (и более крупные) типа «Seawolf», при сниженной на 30% стоимости их создания, а также имеют модульную конструкцию, что облегчит в последующем внедрение на них улучшенных технологий.
При сроке службы АПЛ типа «Virginia» 30 лет общий объем их строительства может составить ок. 30 ед.
Сложный конгломерат проблем, сопутствующих темпам строительства АПЛ, стал проявляться с начала 1990-х годов. В период с 1991 по 2000 фин. гг. предусматривалось финансирование постройки всего лишь четырех АПЛ: двух типа «Seawolf» (включая АПЛ «Jimmy Carter», которая при последующем строительстве была переклассифицирована в ПЛ для выполнения спецопераций) и первых двух типа «Virginia». Для сопоставления — в тот же период времени было предусмотрено финансирование 35 ЭМ УРО типа «Arleigh Burke».
В настоящее время в состав ВМС США входят 54 АПЛ. Однако, по данным анализа, выполненного Объединенным комитетом начальников штабов ВС (Joint Chiefs of Staff), в 2015 г. потребуется 68 АПЛ, а в 2025 г. — 76.
В соответствии с планами МО и ВМС США необходимо увеличить темпы постройки АПЛ с одной в настоящее время до трех в 2008 фин. г. Промышленная база двух вер- фей-строителей АПЛ — Newport News фирмы Northrop Grumman и Electric Boat фирмы General Dynamics — позволяет строить более трех АПЛ в год, однако большинство специалистов по вопросам кораблестроения соглашаются, что переход в темпах постройки с одной к трем АПЛ в год за такое короткое время будет сопровождаться значительными трудностями.
Более разумным представляется темп постройки двух АПЛ в год, начиная с 2005 фин. г. при условии предварительного приобретения комплектующего оборудования в 2003 и 2004 фин. гг. Темп постройки по две АПЛ в год обеспечит поддержание их числа на уровне 60 ед.
С другой стороны, увеличение числа АПЛ повлечет необходимость значительного увеличения числа их экипажей в случае принятия нового подхода к комплектованию АПЛ (два экипажа на одну АПЛ или три экипажа на две). Ранее такие схемы для АПЛ не применялись, но недавние исследования Бюджетного комитета Конгресса в этой области выявили некоторые интересные особенности.
Двумя экипажами всегда комплектовались ПЛАРБ, но они характеризуются ограниченными режимами использования. Для АПЛ же характерно большое многообразие режимов использования, выполнение которых требует постоянных тренировок в море, что затрудняет использование двух экипажей. К тому же запланировано переоборудование части ПЛАРБ в ПЛАРК, на которых по-прежнему сохранятся по два экипажа. ПЛАРК же по большей части будут использоваться в роли АПЛ.
Таким образом, есть много «за» и достаточно много «против», вследствие чего до настоящего времени вопрос остается открытым и исследования продолжаются.
Еще одной проблемой является передовое базирование АПЛ. С конца 2003 г. три АПЛ будут базироваться на о. Guam. Это позволит сократить продолжительность времени их перехода в западную часть Тихого океана, при этом продолжительность времени на непосредственное выполнение боевого задания возрастает в три раза по сравнению со случаем базирования АПЛ на побережье США. Основные строительные работы на ВМБ Guam направлены на создание условий проживания экипажей и их семей. При этом одно из двух судов-тендеров обеспечения ПЛ «Frank Cable» (AS 40) также будет перебазировано на Guam.
В дальнейшем возможно перебазирование на Guam дополнительного количества АПЛ. Так, в указанном исследовании Бюджетного комитета Конгресса отмечено, что «подводные силы в составе 11 АПЛ, базирующихся на Guam, и 44 АПЛ, базирующихся на США, обеспечат несколько большее число дней оперативного дежурства, чем 76 АПЛ, базирующихся только на США».
Начиная с 2007 г., число АПЛ в составе ВМС США возрастет за счет четырех ПЛАРБ системы «Trident», которые планируется переоборудовать в ПЛАРК/АПЛ спецназначения. Планируемый срок службы каждой из них — ок. 20 лет.
В настоящее время уже точно определено, что переоборудованию подлежат первые две из четырех ПЛАРБ. По оценкам ВМС, стоимость переоборудования и перезарядки активной зоны ЯР составит немногим более 850 млн. дол. на одну ПЛАРБ. Однако, по оценке МО, эта сумма превысит 1,0 млрд. дол. и в этом случае стоимость программы переоборудования первых двух ПЛАРБ приблизится к стоимости постройки серийной АПЛ типа «Virginia», составляющей 2,2 млрд. дол.
С выполнением спецопераций также связано использование развертываемых на флоте обитаемых ПА типа ASDS. В начале лета 2002 г. проходили морские испытания первого ПА ASDS-1 на его совместимость с ПЛ-носителем, в качестве которого выступала АПЛ «Charlotte» (SSN 766). В конце этого же лета должны были быть выполнены подводные морские испытания ПА ASDS-1 совместно с АПЛ «Greeneville» (SSN 772).
Неожиданно выявились проблемы, связанные и с самими ПА ASDS. В первую очередь, это недостаточная емкость АБ, результатом чего стал перенос срока их оперативного развертывания на 2004 фин. г. (о разработке перспективных литий-ионных АБ для ПА типа ASDS см. «Дайджест...», 2002, вып. №30, реф. 6.1.6). К тому же подвергается пересмотру программа последующего строительства этих ПА. В связи с этим постройка ПА ASDS-2, возможно, будет начата не ранее 2006 фин. г.
ПА ASDS значительно превосходят существующие на флоте «мокрые» ПА типа SDV Mk VIII. Задержка с поставкой таких, более совершенных, ПА может послужить некоторым оправданием задержки программы переоборудования ПЛАРБ.
Однако в общей картине состояния подводных сил ВМС США имеются и определенные успехи. После длительного периода постройки, наконец, развернуты в составе флота АПЛ «Seawolf» (SSN 21, заложенная 25.10.89) и «Connecticut» (SSN 22, заложенная 14.09.92). Введенная в состав флота 19.07.97, почти через восемь лет с начала постройки, АПЛ «Seawolf» развернута на Атлантическом флоте и с июня по декабрь 2001 г. выполняла боевое дежурство в Средиземном море. АПЛ «Connecticut», введенная в состав ВМС 11.12.98, выполнила в 2001 г. всплытие на Северном полюсе и 01.05.02 приступила к боевому дежурству в Атлантике и Средиземном море.
Продолжаются работы по строительству третьей АПЛ этого типа «Jimmy Carter» (SSN 23), проект которой подвергся значительной переделке с тем, чтобы она смогла заменить АПЛ «Parche» (SSN 683), использовавшуюся для выполнения глубоководных ПСО, исследований и глубоководных работ, а также для выполнения спецопераций. АПЛ «Jimmy Carter» была заложена 12.12.95; ввод ее в строй запланирован на середину 2004 г.
(по материалам статьи Norman Polmar «Challenging Submarine Numbers»»)
Экземпляры
Организации
- Electric Boat
- General Dynamics
- Newport News Shipbuilding
- Northrop Grumman
- ВМБ Guam
- Объединенный комитет начальников штабов ВС США (Joint Chiefs of Staff)
Источники
- US Naval Institute Proceedings, 2002, v.128, №6
- Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 31