Перспективы и проблемы развития подводного флота ВМС США

В своем выступлении 12.02.02 перед Ко­митетом Сената США по делам Вооружен­ных Сил (Senate Armed Services Committee) министр ВМС Gordon R. England заявил: «... после многих лет достаточного финанси­рования показатели бюджета 2003 фин. г. представляют собой драматическую картину для ВМС».

Бюджет на 2003 фин. г. предусматривает текущее строительство пяти кораблей для ВМС США (см. табл.).

Класс
корабля
Тип
корабля
Кол-во, ед. Финансирование
млн. дол.
АПЛ Virginia 1 2,2
КР УРО Arleigh Burke 2 2,4
ДК San Antonio 1 0,64
ВС
набжения
Lewis and Clark 1 0,39
Всего 5 5,63

Исходя из среднего срока службы ПЛ, составляющего ок. 30 лет, можно определить, что темп строительства должен составлять ок. десяти АПЛ в год с тем, чтобы поддержи­вать численность флота на уровне немногим более 300 кораблей. Следовательно, по мне­нию министра, необходимо постоянно приоб­ретать от восьми до десяти кораблей в год, Дополнительные затруднения вносит не­давнее заявление Начальника оперативного штаба ВМС о потребности для ВМС от 30 до 60 кораблей «прибрежной зоны действия» (LCS — Littoral Combat Ship). Финансиро­вание строительства таких кораблей пока во­обще бюджетом не предусмотрено.

Администрация президента Буша увеличи­ла оборонный бюджет по сравнению с бюд­жетом администрации президента Клинтона, однако на цели кораблестроения дополнитель­ное финансирование не выделено.

Министр ВМС также показал, как рас­пределены приоритеты в бюджете ВМС 2003 фин. г.:
- жалование и вознаграждения во­еннослужащим;
- эксплуатация флота и поддер­жание его боеготовности;
- приобретение боеза­паса (преимущественно имеются в виду раке­ты классов «корабль-земля» типа «Tomahawk» и «воздух-земля»);
- приобретение самолетов;
исследования, усовершенствование, испытания и оценки военной техники;
- кораб­лестроение.

Таким образом, программа строительства АПЛ типа «Virginia» является очень «узким местом». В настоящее время ВМС строят по одной АПЛ этого типа в год, хотя они явля­ются столь же малошумными, как предшеству­ющие (и более крупные) типа «Seawolf», при сниженной на 30% стоимости их создания, а также имеют модульную конструкцию, что облегчит в последующем внедрение на них улучшенных технологий.

При сроке службы АПЛ типа «Virginia» 30 лет общий объем их строительства может составить ок. 30 ед.

Сложный конгломерат проблем, сопутству­ющих темпам строительства АПЛ, стал про­являться с начала 1990-х годов. В период с 1991 по 2000 фин. гг. предусматривалось финанси­рование постройки всего лишь четырех АПЛ: двух типа «Seawolf» (включая АПЛ «Jimmy Carter», которая при последующем строитель­стве была переклассифицирована в ПЛ для выполнения спецопераций) и первых двух типа «Virginia». Для сопоставления — в тот же пе­риод времени было предусмотрено финансиро­вание 35 ЭМ УРО типа «Arleigh Burke».

В настоящее время в состав ВМС США входят 54 АПЛ. Однако, по данным анализа, выполненного Объединенным комитетом на­чальников штабов ВС (Joint Chiefs of Staff), в 2015 г. потребуется 68 АПЛ, а в 2025 г. — 76.

В соответствии с планами МО и ВМС США необходимо увеличить темпы построй­ки АПЛ с одной в настоящее время до трех в 2008 фин. г. Промышленная база двух вер- фей-строителей АПЛ — Newport News фир­мы Northrop Grumman и Electric Boat фирмы General Dynamics — позволяет строить более трех АПЛ в год, однако большинство специ­алистов по вопросам кораблестроения согла­шаются, что переход в темпах постройки с одной к трем АПЛ в год за такое короткое время будет сопровождаться значительными трудностями.

Более разумным представляется темп пост­ройки двух АПЛ в год, начиная с 2005 фин. г. при условии предварительного приобретения комплектующего оборудования в 2003 и 2004 фин. гг. Темп постройки по две АПЛ в год обес­печит поддержание их числа на уровне 60 ед.

С другой стороны, увеличение числа АПЛ повлечет необходимость значительного увели­чения числа их экипажей в случае принятия нового подхода к комплектованию АПЛ (два экипажа на одну АПЛ или три экипажа на две). Ранее такие схемы для АПЛ не приме­нялись, но недавние исследования Бюджет­ного комитета Конгресса в этой области выя­вили некоторые интересные особенности.

Двумя экипажами всегда комплектовались ПЛАРБ, но они характеризуются ограничен­ными режимами использования. Для АПЛ же характерно большое многообразие режимов ис­пользования, выполнение которых требует по­стоянных тренировок в море, что затрудняет использование двух экипажей. К тому же зап­ланировано переоборудование части ПЛАРБ в ПЛАРК, на которых по-прежнему сохранят­ся по два экипажа. ПЛАРК же по большей части будут использоваться в роли АПЛ.

Таким образом, есть много «за» и доста­точно много «против», вследствие чего до на­стоящего времени вопрос остается открытым и исследования продолжаются.

Еще одной проблемой является передовое базирование АПЛ. С конца 2003 г. три АПЛ будут базироваться на о. Guam. Это позво­лит сократить продолжительность времени их перехода в западную часть Тихого океана, при этом продолжительность времени на непос­редственное выполнение боевого задания воз­растает в три раза по сравнению со случаем базирования АПЛ на побережье США. Ос­новные строительные работы на ВМБ Guam направлены на создание условий проживания экипажей и их семей. При этом одно из двух судов-тендеров обеспечения ПЛ «Frank Cable» (AS 40) также будет перебазирова­но на Guam.

В дальнейшем возможно перебазирование на Guam дополнительного количества АПЛ. Так, в указанном исследовании Бюджетного комитета Конгресса отмечено, что «подвод­ные силы в составе 11 АПЛ, базирующихся на Guam, и 44 АПЛ, базирующихся на США, обеспечат несколько большее число дней оперативного дежурства, чем 76 АПЛ, базирующихся только на США».

Начиная с 2007 г., число АПЛ в составе ВМС США возрастет за счет четырех ПЛАРБ системы «Trident», которые плани­руется переоборудовать в ПЛАРК/АПЛ спецназначения. Планируемый срок службы каждой из них — ок. 20 лет.

В настоящее время уже точно определено, что переоборудованию подлежат первые две из четырех ПЛАРБ. По оценкам ВМС, сто­имость переоборудования и перезарядки ак­тивной зоны ЯР составит немногим более 850 млн. дол. на одну ПЛАРБ. Однако, по оценке МО, эта сумма превысит 1,0 млрд. дол. и в этом случае стоимость программы переобору­дования первых двух ПЛАРБ приблизится к стоимости постройки серийной АПЛ типа «Virginia», составляющей 2,2 млрд. дол.

С выполнением спецопераций также свя­зано использование развертываемых на фло­те обитаемых ПА типа ASDS. В начале лета 2002 г. проходили морские испытания перво­го ПА ASDS-1 на его совместимость с ПЛ-носителем, в качестве которого выступала АПЛ «Charlotte» (SSN 766). В конце этого же лета должны были быть выполнены под­водные морские испытания ПА ASDS-1 со­вместно с АПЛ «Greeneville» (SSN 772).

Неожиданно выявились проблемы, связан­ные и с самими ПА ASDS. В первую оче­редь, это недостаточная емкость АБ, резуль­татом чего стал перенос срока их оперативно­го развертывания на 2004 фин. г. (о разра­ботке перспективных литий-ионных АБ для ПА типа ASDS см. «Дайджест...», 2002, вып. №30, реф. 6.1.6). К тому же подверга­ется пересмотру программа последующего строительства этих ПА. В связи с этим пост­ройка ПА ASDS-2, возможно, будет начата не ранее 2006 фин. г.

ПА ASDS значительно превосходят суще­ствующие на флоте «мокрые» ПА типа SDV Mk VIII. Задержка с поставкой таких, более совершенных, ПА может послужить некото­рым оправданием задержки программы пере­оборудования ПЛАРБ.

Однако в общей картине состояния под­водных сил ВМС США имеются и опреде­ленные успехи. После длительного периода постройки, наконец, развернуты в составе флота АПЛ «Seawolf» (SSN 21, заложен­ная 25.10.89) и «Connecticut» (SSN 22, за­ложенная 14.09.92). Введенная в состав фло­та 19.07.97, почти через восемь лет с начала постройки, АПЛ «Seawolf» развернута на Атлантическом флоте и с июня по декабрь 2001 г. выполняла боевое дежурство в Сре­диземном море. АПЛ «Connecticut», введен­ная в состав ВМС 11.12.98, выполнила в 2001 г. всплытие на Северном полюсе и 01.05.02 приступила к боевому дежурству в Атлантике и Средиземном море.

Продолжаются работы по строительству третьей АПЛ этого типа «Jimmy Carter» (SSN 23), проект которой подвергся значи­тельной переделке с тем, чтобы она смогла заменить АПЛ «Parche» (SSN 683), ис­пользовавшуюся для выполнения глубоковод­ных ПСО, исследований и глубоководных работ, а также для выполнения спецопераций. АПЛ «Jimmy Carter» была заложена 12.12.95; ввод ее в строй запланирован на се­редину 2004 г.

(по материалам статьи Norman Polmar «Challenging Submarine Numbers»»)


Проекты

Экземпляры

Организации

  • Electric Boat
  • General Dy­namics
  • Newport News Shipbuilding
  • Northrop Grumman
  • ВМБ Guam
  • Объединенный комитет на­чальников штабов ВС США (Joint Chiefs of Staff)

Источники

  • US Naval Institute Proceedings, 2002, v.128, №6
  • Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 31