Virginia
Принадлежность
США
Классификация
SSN
Описание
Разработка проекта перспективной многоцелевой АПЛ до 1993 г. проводилась под наименованием «Centurion», в дальнейшем некоторое время проект носил наименование NAS (New Attack Submarine), а с 1995 г. был известен как NSSN (New SSN).
В настоящее время строительство трех из четырех запланированных на первом этапе программы АПЛ типа «Virginia» ведется на верфях Newport News (NN) и Electric Boat (EB); программа в целом предусматривает строительство 30 ед. Планируемые сроки строительства первых семи АПЛ приведены в таблице.
Наименование | Бортовой номер | Верфь-строитель | Закладка | Ввод |
---|---|---|---|---|
Virginia | SSN 774 | GD | 03.10.97 | 06.2004 |
Texas | SSN 775 | NN | 26.08.98 | 06.2005 |
SSN 776 | GD | 01.2001 | 12.2006 | |
SSN 777 | NN | 12.2002 | 12.2007 | |
SSN 778 | 2005 | 2011 | ||
SSN 779 | 2006 | 2012 | ||
SSN 780 | 2006 | 2012 |
Наименование «Virginia» было присвоено головной АПЛ 23.09.98, второй АПЛ «Texas» — 13.11.98. В сентябре 1999 г. было принято решение о переносе строительства пятой АПЛ SSN 778 из бюджета 2003 фин. г. в бюджет 2004 фин. г. Стыковка исходных секций головной АПЛ «Virginia» была начата 02.09.99.
Стоимость всей программы строительства серии из 30 ед. была оптимистично (именно так сказано в спр. «Combat...») оценена суммой 56 млрд. дол. в бюджете 1998 фин. г. Один из первых контрактов стоимостью 206,77 млн. дол. был выдан 17.01.95 верфи EB на разработку и создание пропульсивной установки для головной АПЛ. В 1996 г. Конгресс США принял решение о заказе по одной АПЛ ежегодно в период с 1998 по 2001 фин. гг.
В бюджете на 1997 фин. г. Конгресс предусмотрел затраты в обеспечение строительства АПЛ: 296 млн. дол. на перспективные закупки для головной АПЛ, строящейся по бюджету 1998 фин. г. на верфи EB; 701 млн. дол. на перспективные закупки и подготовительные работы для второй АПЛ, строящейся по бюджету 1999 фин. г. на верфи NN; 488 млн. дол. на продолжение проектных работ по АПЛ в целом; 98 млн. дол. на НИОКР.
В декабре 1996 г. были установлены следующие стоимости АПЛ: головная — 3,272 млрд. дол.; вторая — 2,543 млрд. дол.; третья — 2,093 млрд. дол.; четвертая — 2,112 млрд. дол.
Первоначальный контракт стоимостью 4,2 млрд. дол. на строительство серии из четырех АПЛ был выдан 30.09.98 верфи EB (как ведущему исполнителю); дополнительные контракты на предполагаемую сумму 3,8 млрд. дол. для этих же целей должны были быть выданы позднее.
Основные характеристики АПЛ: подводное водоизмещение 7800 т; размерения 114,91x10,36x9,30 м; скорость полного подводного хода 35 уз; комплектация 113 чел. (ранее сообщалось, что экипаж включает 14 офицеров и 120 рядовых и унтер- офицеров).
Корпус. Предусмотрено, что на АПЛ типа «Virginia» второй подсерии может быть врезана дополнительная секция длиной 9,1 м в нос от реакторного отсека, предназначенная для размещения необходимого оборудования для выполнения специальных задач. Это приведет к увеличению водоизмещения на 800 т и снижению скорости полного хода на 0,5 уз. Некоторые из этих АПЛ могут иметь дополнительную секцию в средней части для размещения 50 пловцов спецназа и хранения в межбортном пространстве оборудования, необходимого для обеспечения их действий, подобно тому, как это выполнено на АПЛ «Jimmy Carter» (SSN 23, типа «Seawolf») — см. «Дайджест...», 2001, вып. №26, реф. 2.2.4.
Для сокращения расходов предусматривается использование коммерческого крепежа, сращиваемых (а не цельных) кабелей, комбинированных насосных систем, водоопреснительной установки на принципе обратного осмоса, средств виброизоляции с уменьшенными габаритами.
Испытательная глубина погружения (test depth) составляет 488 м.
Энергетическая установка включает один ВВР типа S9G с 30-летней кампанией активной зоны; мощность АЭУ — ок. 40 тыс. л. с.; один ГВ типа «pump-jet».
Утверждается. что шумоизлучение АПЛ «на скорости хода 25 уз должно быть таким же, как у АПЛ типа «Los Angeles» при стоянке в базе».
АСБУ разработана консорциумом в составе фирм Lockheed Martin, Raytheon и Northrop Grumman. Контракт стоимостью 31,5 млн. дол. на создание АСБУ для головной АПЛ был выдан фирме Lockheed Martin в марте 1997 г. Фирма Raytheon разрабатывает подсистемы определения координат целей, пуска торпед и ракет, управления посылкой ГА сигналов.
Новая АСБУ в 26 раз превосходит АСБУ типа BSY-2, используемую на АПЛ типа «Seawolf», по скорости обработки сигналов и в 55 раз — по объему обрабатываемых сигналов.
Основным элементом АСБУ является ГАК типа BQQ-10 фирмы Lockheed Martin, включающий активно/пассивную ГАС с носовой сферической антенной; ГАС TB-29(A) с тонкой буксируемой антенной и TB-16 с толстой; высокочастотные активные ГАС миноискания, антенны которых размещаются в носовой оконечности и на ограждении выдвижных устройств; широкоапертурную ГАС малой массы типа BQG-5A (WAA) с бортовыми антеннами; ГАС перехвата ГА сигналов WLY-1.
В состав АСБУ входят также навигационный комплекс типа WSN-7 фирмы Litton Marine с лазерными гироскопами, поисковая РЛС BPS-16 и средства РЭП, включающие систему перехвата радиосигналов BLQ-10 фирмы Lockheed Martin, одну перезаряжаемую 76,2-мм и 14 забортных 152-мм ПУ ложных целей.
Выдвижные устройства включают два непроникающих в ПК оптико-волоконных перископа типа Model 86 фирмы Kollmorgen; антенны системы РЭП; антенны систем космической связи SATCOM и NAVSAT; антенны систем связи; оптические датчики. Кроме того, возможно, будет установлен универсальный гравитационный модуль UGM (Universal Gravity Module) фирмы Lockheed Martin для использования в качестве пассивного профилографа в навигационных целях.
Для сбора разведданных в ограждении выдвижных устройств может размещаться большая антенна перехвата сигналов СВЧ. Ограждение выдвижных устройств выполнено по технологии Stealth.
Оружие. Для решения задач ПЛО в прибрежных водах предусматривается использование торпеды, разработанной на базе Mk 46 и имеющей вдвое меньшую длину по сравнению с Mk 48 ADCAP. На последующих АПЛ эти торпеды смогут выпускаться из забортных ТА. Для борьбы с минами могут использоваться дистанционно управляемые НПА, выпускаемые через 533-мм ТА.
Первые АПЛ будут нести 12 вертикальных ПУ для ПКР типа «Tomahawk» или NATACMS; в дальнейшем число этих ПУ может быть увеличено. Полный боезапас составляет 38 ед., в том числе четыре ПКР «Tomahawk» для пуска через ТА и 12 для пуска из вертикальных ПУ, торпеды, мины, боевые НПА (UUV); в дальнейшем боезапас может быть увеличен до 75 — 100 ед. В более отдаленной перспективе против малоразмерных морских и наземных целей, а также низколетящих самолетов и вертолетов ПЛО возможно использование ракет типа «Polyphem» дальностью 60 км, управляемых по ОВК.
Возможно, что на четвертой в серии АПЛ SSN 777 будет использована малошумная система торпедной стрельбы с эластичной емкостью EWES (Elastomeric Weapon Ejection System), основой которой является диск диаметром 2,13 м из натуральной резины. При снятии давления система развивает мощность 2400 л. с. для выталкивания торпеды из ТА с помощью струи воды.
Изучается возможность использования с АПЛ типа «Virginia» БЛА UAV (Unmanned Aerial Vehicle).
АПЛ будет приспособлена для решения задач спецназа. В отношении использования сил спецназа SEAL — см. «Дайджест...», 2000, вып. №25, реф. 2.2.1; вып. №24, реф. 2.2.1.
— Combat Fleets of the World, 2000—2001, CD-ROM, 2000 by the US Naval Institute, Annapolis, Maryland
Экземпляры
Сообщения на тему:
- Совершенствование проекта атомной подводной лодки типа «Virginia» ВМС США
-
Отделение Carderock Центра надводной войны ВМС США (US Naval Surface Warfare Centre) выдало фирме Seemann Composites контракт стоимостью 9,4 млн. дол. на выполнение работ по программе отработки нового ограждения выдвижных устройств из стеклопластика (Composite Advanced Sail program) для АПЛ типа «Virginia».
- Необитаемый аппарат для ВМС США
- Строительство новых атомных подводных лодок ВМС США 1546
-
Фирма Seemann Composites Inc. (Gulfport, шт. Миссисипи) получила контракт стоимостью 9,0 млн. дол. на разработку и подготовку производства для изготовления ограждения выдвижных устройств из композиционных материалов для АПЛ типа « Virginia»;
-
Стоимость АПЛ «Seawolf» (SSN 21) и «Connecticut» (SSN22) составила ок. 2,1 млрд. дол. каждая. Стоимость одной АПЛ типа «Virginia» должна составить ок. 1,65 млрд. дол. (определено на основании ассигнований на 1995 фин. г. и численности серии в 30 ед.);
- Планы испытаний перспективных систем для подводных лодок ВМС США
- Разработка необитаемого подводного аппарата для подводных лодок ВМС США
- Проблемы в проектировании подводных лодок ВМС Великобритании
- Рост стоимости программы постройки атомных подводных лодок ВМС США
- Совершенствование системы закупок атомных подводных лодок ВМС США
- Перспективы развития подводных лодок ВМС США
- Модернизация проекта строящихся атомных подводных лодок ВМС США
- Строительство атомных подводных лодок типа «Virginia» ВМС США
- Повышение эффективности перспективных подводных лодок ВМС США
- Интенсификация разработок боевых необитаемых подводных аппаратов ВМС США
- Постройка новых атомных подводных лодках ВМС США
- Перспективы и проблемы развития подводного флота ВМС США
- Строительство новых атомных подводных лодок ВМС США
- Сокращение финансирования программы новых атомных подводных лодок ВМС США
- Рост стоимости программы новых атомных подводных лодок ВМС США
-
Конгресс США принял решение о том, что на второй подсерии АПЛ типа «Virginia», проект которых должен быть разработан ок. 2010 г., будет использована интегрированная ЭЭС. Она будет объединять систему полного электродвижения и общекорабельную ЭЭС.
Источники
- Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 27-28
- Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 29