Virginia


Принадлежность

США

Классификация

SSN

Описание

Разработка проекта перспективной многоцелевой АПЛ до 1993 г. проводилась под наименованием «Centurion», в дальнейшем некоторое время проект носил наименование NAS (New Attack Submarine), а с 1995 г. был известен как NSSN (New SSN).

В настоящее время строительство трех из четырех запланированных на первом этапе програм­мы АПЛ типа «Virginia» ведется на верфях Newport News (NN) и Electric Boat (EB); програм­ма в целом предусматривает строительство 30 ед. Планируемые сроки строительства первых семи АПЛ приведены в таблице.

Наименование Бортовой номер Верфь-строитель Закладка Ввод
Virginia SSN 774 GD 03.10.97 06.2004
Texas SSN 775 NN 26.08.98 06.2005
  SSN 776 GD 01.2001 12.2006
  SSN 777 NN 12.2002 12.2007
  SSN 778   2005 2011
  SSN 779   2006 2012
  SSN 780   2006 2012

Наименование «Virginia» было присвоено го­ловной АПЛ 23.09.98, второй АПЛ «Texas» — 13.11.98. В сентябре 1999 г. было принято реше­ние о переносе строительства пятой АПЛ SSN 778 из бюджета 2003 фин. г. в бюджет 2004 фин. г. Стыковка исходных секций головной АПЛ «Virginia» была начата 02.09.99.

Стоимость всей программы строительства серии из 30 ед. была оптимистично (именно так сказано в спр. «Combat...») оценена суммой 56 млрд. дол. в бюджете 1998 фин. г. Один из первых контрактов стоимостью 206,77 млн. дол. был выдан 17.01.95 верфи EB на разработку и создание пропульсивной установки для головной АПЛ. В 1996 г. Конгресс США принял решение о заказе по одной АПЛ ежегодно в период с 1998 по 2001 фин. гг.

В бюджете на 1997 фин. г. Конгресс предус­мотрел затраты в обеспечение строительства АПЛ: 296 млн. дол. на перспективные закупки для го­ловной АПЛ, строящейся по бюджету 1998 фин. г. на верфи EB; 701 млн. дол. на перспективные за­купки и подготовительные работы для второй АПЛ, строящейся по бюджету 1999 фин. г. на верфи NN; 488 млн. дол. на продолжение проектных работ по АПЛ в целом; 98 млн. дол. на НИОКР.

В декабре 1996 г. были установлены следую­щие стоимости АПЛ: головная — 3,272 млрд. дол.; вторая — 2,543 млрд. дол.; третья — 2,093 млрд. дол.; четвертая — 2,112 млрд. дол.

Первоначальный контракт стоимостью 4,2 млрд. дол. на строительство серии из четырех АПЛ был выдан 30.09.98 верфи EB (как ведущему испол­нителю); дополнительные контракты на предпо­лагаемую сумму 3,8 млрд. дол. для этих же целей должны были быть выданы позднее.

Основные характеристики АПЛ: подводное водо­измещение 7800 т; размерения 114,91x10,36x9,30 м; скорость полного подводного хода 35 уз; комп­лектация 113 чел. (ранее сообщалось, что экипаж включает 14 офицеров и 120 рядовых и унтер- офицеров).

Корпус. Предусмотрено, что на АПЛ типа «Virginia» второй подсерии может быть врезана дополнительная секция длиной 9,1 м в нос от ре­акторного отсека, предназначенная для размеще­ния необходимого оборудования для выполнения специальных задач. Это приведет к увеличению водоизмещения на 800 т и снижению скорости полного хода на 0,5 уз. Некоторые из этих АПЛ могут иметь дополнительную секцию в средней части для размещения 50 пловцов спецназа и хра­нения в межбортном пространстве оборудования, необходимого для обеспечения их действий, по­добно тому, как это выполнено на АПЛ «Jimmy Carter» (SSN 23, типа «Seawolf») — см. «Дайд­жест...», 2001, вып. №26, реф. 2.2.4.

Для сокращения расходов предусматривается использование коммерческого крепежа, сращива­емых (а не цельных) кабелей, комбинированных насосных систем, водоопреснительной установки на принципе обратного осмоса, средств виброи­золяции с уменьшенными габаритами.

Испытательная глубина погружения (test depth) составляет 488 м.

Энергетическая установка включает один ВВР типа S9G с 30-летней кампанией активной зоны; мощность АЭУ — ок. 40 тыс. л. с.; один ГВ типа «pump-jet».

Утверждается. что шумоизлучение АПЛ «на скорости хода 25 уз должно быть таким же, как у АПЛ типа «Los Angeles» при стоянке в базе».

АСБУ разработана консорциумом в составе фирм Lockheed Martin, Raytheon и Northrop Grumman. Контракт стоимостью 31,5 млн. дол. на создание АСБУ для головной АПЛ был вы­дан фирме Lockheed Martin в марте 1997 г. Фир­ма Raytheon разрабатывает подсистемы опреде­ления координат целей, пуска торпед и ракет, уп­равления посылкой ГА сигналов.

Новая АСБУ в 26 раз превосходит АСБУ ти­па BSY-2, используемую на АПЛ типа «Sea­wolf», по скорости обработки сигналов и в 55 раз — по объему обрабатываемых сигналов.

Основным элементом АСБУ является ГАК ти­па BQQ-10 фирмы Lockheed Martin, включаю­щий активно/пассивную ГАС с носовой сфери­ческой антенной; ГАС TB-29(A) с тонкой бук­сируемой антенной и TB-16 с толстой; высоко­частотные активные ГАС миноискания, антенны которых размещаются в носовой оконечности и на ограждении выдвижных устройств; широко­апертурную ГАС малой массы типа BQG-5A (WAA) с бортовыми антеннами; ГАС перехвата ГА сигналов WLY-1.

В состав АСБУ входят также навигационный комплекс типа WSN-7 фирмы Litton Marine с ла­зерными гироскопами, поисковая РЛС BPS-16 и средства РЭП, включающие систему перехвата радиосигналов BLQ-10 фирмы Lockheed Martin, одну перезаряжаемую 76,2-мм и 14 забортных 152-мм ПУ ложных целей.

Выдвижные устройства включают два непро­никающих в ПК оптико-волоконных периско­па типа Model 86 фирмы Kollmorgen; антенны си­стемы РЭП; антенны систем космической связи SATCOM и NAVSAT; антенны систем связи; оптические датчики. Кроме того, возможно, будет установлен универсальный гравитационный модуль UGM (Universal Gravity Module) фирмы Lock­heed Martin для использования в качестве пассив­ного профилографа в навигационных целях.

Для сбора разведданных в ограждении выдвиж­ных устройств может размещаться большая антен­на перехвата сигналов СВЧ. Ограждение выдвиж­ных устройств выполнено по технологии Stealth.

Оружие. Для решения задач ПЛО в прибреж­ных водах предусматривается использование торпе­ды, разработанной на базе Mk 46 и имеющей вдвое меньшую длину по сравнению с Mk 48 ADCAP. На последующих АПЛ эти торпеды смогут вы­пускаться из забортных ТА. Для борьбы с ми­нами могут использоваться дистанционно управ­ляемые НПА, выпускаемые через 533-мм ТА.

Первые АПЛ будут нести 12 вертикальных ПУ для ПКР типа «Tomahawk» или NATACMS; в дальнейшем число этих ПУ может быть увели­чено. Полный боезапас составляет 38 ед., в том числе четыре ПКР «Tomahawk» для пуска че­рез ТА и 12 для пуска из вертикальных ПУ, тор­педы, мины, боевые НПА (UUV); в дальнейшем боезапас может быть увеличен до 75 — 100 ед. В более отдаленной перспективе против малораз­мерных морских и наземных целей, а также низ­колетящих самолетов и вертолетов ПЛО возмож­но использование ракет типа «Polyphem» даль­ностью 60 км, управляемых по ОВК.

Возможно, что на четвертой в серии АПЛ SSN 777 будет использована малошумная система тор­педной стрельбы с эластичной емкостью EWES (Elastomeric Weapon Ejection System), основой которой является диск диаметром 2,13 м из нату­ральной резины. При снятии давления система раз­вивает мощность 2400 л. с. для выталкивания тор­педы из ТА с помощью струи воды.

Изучается возможность использования с АПЛ типа «Virginia» БЛА UAV (Unmanned Aerial Vehicle).

АПЛ будет приспособлена для решения за­дач спецназа. В отношении использования сил спецназа SEAL — см. «Дайджест...», 2000, вып. №25, реф. 2.2.1; вып. №24, реф. 2.2.1.

— Combat Fleets of the World, 2000—2001, CD-ROM, 2000 by the US Naval Institute, Annapolis, Maryland

Экземпляры

Сообщения на тему:

Источники

  • Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 27-28
  • Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 29