Перспективы развития подводных лодок ВМС США

В июле 1998 г. был опубликован доклад «Подводные лодки будущего — Submarine of the Future», подготовленный аналитической группой Управления научных исследований МО США Defense Science Board Task Force. В нем был предложен необычный и достаточно радикальный подход к созданию перспективных ПЛ ВМС США, заключающийся в переносе внимания с традиционных для ПЛ аспектов акустической скрытности и совершенствования пропуль- сивных качеств на совершенствование систем связи, наблюдения и целеуказания, полезной нагрузки, оружия и систем его использования (т. н. Ocean interface).

В докладе отмечалось, что существующие проекты АПЛ создавались с учетом ряда существенных ограничений, что лимитировало их оперативную гибкость. Например, стремление достичь наивысшей скрытности традиционно ограничивало возможности связи с АПЛ, что в современных условиях ведения войны с использованием сетевых систем управления является недопустимым.

Принятое на АПЛ использование систем оружия и других видов полезной нагрузки из ТА также является фактором, сдерживающим повышение их оперативной гибкости . В докладе высказано предположение, что АПЛ, следующие за АПЛ типа «Virginia», не будут иметь ни ТА, ни ВПУ, ни каких-либо других специальных устройств для использования оружия. Вместо этого предлагается создать «гибкий интерфейс, не ограничивающий форму и габариты оружия, ПА и других видов полезной нагрузки АПЛ».

Учитывая, что задачи перспективных АПЛ должны быть значительно шире в сравнении с таковыми для современных АПЛ, ключевой рекомендацией стало полное исключение торпедного отсека и кардинальная реконструкция носовой оконечности с целью обеспечения открытого пространства (free flooding), аналогичного грузовому трюму или, точнее, бомбовому люку. В результате будут сняты проектные ограничения по диаметру люков (635 мм) и ТА (533 мм).

Предусматривается также исключение ограждения выдвижных устройств (для того, чтобы повысить скорость подводного хода и возможности маневрирования в мелководных районах при любых состояниях моря, а также снизить уровень шумности). Кроме того, считается, что замена существующих ГА антенн на новую комплексную антенну значительно повысит эффективность работы ГАС.

Другим важным моментом, отмеченным в докладе, была оперативная боеготовность АПЛ. С целью повышения степени присутствия АПЛ в районах возможных конфликтов было рекомендовано увеличить время пребывания их в море, а также использовать принцип ротации экипажей, что позволит сократить необходимость обслуживания, уменьшить численность экипажа, улучшить материально-техническое обеспечение и т. д.

В упомянутом докладе были выработаны три ключевых рекомендации:
1. Программа строительства АПЛ типа «Virginia» должна продолжаться и развиваться.
2. ВМС США должны постоянно изучать возможности повышения боеготовности АПЛ, главным образом, за счет предлагаемой реконструкции носовой оконечности АПЛ.
3. ВМС совместно с Управлением перспективных исследований DARPA должны вести исследования новых видов полезной нагрузки, привлекая все новейшие наработки и достижения промышленности, и разрабатывать новые критерии и показатели эффективности АПЛ.

Учитывая указанные рекомендации, между ВМС и DARPA был подписан Меморандум об изучении концепций перспективных проектов АПЛ с акцентом на разработки усовершенствованных систем обнаружения и целеуказания и полезной нагрузки с учетом их влияния на конструкцию АПЛ (за исключением ЭУ).

Под руководством DARPA и Командования морских систем ВМС США NAVSEA была организована программа исследований «Полезная нагрузка и датчики ПЛ» (Submarine Payloads and Sensors). Для участия в этой программе были привлечены два промышленных консорциума: Forward PASS, возглавляемый фирмой Raytheon, и Team 2020 под руководством фирмы Lockheed Martin. Отделение Electric Boat фирмы General Dynamics осуществляло экспертизу и анализ технического риска при реализации предложений.

Среди новых технических решений, предложенных фирмами, можно отметить: использование малогабаритных БЛА и забортных донных датчиков для расширения зоны разведки, наблюдения и обнаружения целей, в том числе и на берегу; разработка капсюлированных модулей полезной нагрузки и модульных «магазинов», стыкующихся со стандартными интерфейсами; использование малогабаритного высокоточного оружия малой стоимости против широкого ряда целей; использование усовершенствованных НПА класса UUV.

В частности, группа Forward PASS предложила концепцию универсальной плавучей ПУ (BUBL — Broaching Universal Buoyant Launcher), предусматривающую размещение полезной нагрузки в капсуле, которая выстреливается из погруженной ПЛ и затем поднимается к поверхности. Такая ПУ может устанавливаться либо в «бомбовом люке» в легком корпусе, либо внутри ПК.

Концепция ПЛ, предложенная группой Forward PASS
1 - шлюзовая камера диаметром ок. 2 м; 2 - блоки забортных ПУ BUBL (четыре вертикальных и 10 горизонтальных); 3 - носовой якорь и средство транспортировки подводных пловцов SPU (Swimmer Propulsion Unit); 4 - съемные забортные балластные цистерны; 5 - кормовой модуль полезной нагрузки; 6 - комплексный кормовой «океанский интерфейс» диаметром ок. 3,0 м и длиной ок. 14,0 м; 7 - Х-образные кормовые рули

Это позволит АПЛ покинуть район перед непосредственным использованием оружия. Для реализации концепции предлагается использовать капсулу Stealthy Affordable Capsule System, разработанную фирмой Northrop Grumman.

Семейство АПЛ, разрабатываемое группой Team 2020

Другая концепция, предлагаемая той же группой, — НПА с несколькими видами полезной нагрузки (MPUUV — MultiPayload UUV). Размещаемый внутри АПЛ НПА будет постоянно находиться в режиме «гибкого океанского интерфейса»; там же он будет оснащаться и заправляться непосредственно перед развертыванием. Фирмой Northrop Grumman разработан гибкий модуль полезной нагрузки площадью 2,4 м2 и высотой 7,6 м, который может устанавливаться в забортном пространстве или в ракетной шахте.

В настоящее время Командование NAVSEA выделяет ассигнования на проведение демонстрационных испытаний указанных предложений.

Благодаря модульной конструкции АПЛ типа «Virginia» технические решения, предложенные и отработанные в рамках программы Submarine Payloads and Sensors, по мере готовности (с учетом изменяющихся задач и финансовых возможностей) могут внедряться в проект этой АПЛ.

Одним из примеров такого внедрения может быть концепция «Усовершенствованное ограждение выдвижных устройств» — Advanced Sail, планируемая к использованию, начиная с седьмой АПЛ серии. Это ограждение двоякой кривизны будет изготавливаться из композитных материалов. Благодаря хорошим гидродинамическим формам будет обеспечено значительное снижение шумов обтекания и в то же время почти четырехкратное увеличение объема для размещения полезной нагрузки.

Другие технологии, планируемые к внедрению в проект АПЛ типа «Virginia», включают конформную носовую ГА антенну, существенно повышенные возможности связи (за счет новых антенн с высокой скоростью передачи данных и построения систем внешней связи по принципу «открытой архитектуры») и новые мачты с устройствами разведки, наблюдения и обнаружения целей (возможно, с развертыванием небольших БЛА). Рассматривается также возможность внедрения на АПЛ системы полного электродвижения (несмотря на то, что в вышеупомянутом докладе это направление не относилось к числу приоритетных).

Параллельно с исследованиями указанных фирм аналогичные работыпроводит группа формулировки концепций фирмы Electric Boat.

Одним из результатов работ по программе Submarine Payloads and Sensors явилась концепция АПЛ нового поколения, разработанная группой Forward PASS. Она заключается в создании двухкорпусной АПЛ без рубки и с Х-образными кормовым оперением. Предусматривается использование забортного ГЭД и конформных антенн; вместо торпедного отсека оружие и другие системы полезной нагрузки будут размещаться в забортных ПУ BUBL.

Одновременно группой Team 2020 разрабатывается концепция семейства АПЛ: от т. н. АПЛ«Virginia Plus», у которой при сохранении диаметра корпуса АПЛ типа «Virginia» (10,35 м) длина увеличивается до 124 м с целью размещения двух модулей полезной нагрузки, до более радикальных проектов «Merrimack», «Renegade 1» и «Renegade 2» с увеличенным до 12,8 м диаметром корпуса.

Подводные лодки более отдаленной перспективы представляются специалистам ВМС США как глубоководные «арсеналы» почти сферической формы, сочетающие защищенность с высокой боевой мощью. Другие проектные решения на перспективных ПЛ могут включать: бортовую химическую установку для производства полимера, снижающего сопротивление движению, из фито- и зоопланктона, отфильтрованного из охлаждающей ЯР воды; создание акустических помех работе низкочастотных активных ГАС; использование форсажного водородно-кислородного РД в дополнение к ЭУ уменьшенных габаритов.

(по материалам статьи R.Scott «Submarine for the future»)


Проекты

Организации

  • Defense Science Board Task Force - Управление научных исследований МО США
  • General Dyna­mics’ Electric Boat
  • Northrop Grumman
  • Командование морских систем ВМС США NAVSEA
  • Управление перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA)

Заметки

Источники

  • Jane’s Defence Weekly, 2003, v39, №25
  • Дайджест зарубежной прессы. Выпуск 35