Щ-402
Проект: Подводная лодка III серии типа «Щука»
Описание к проекту:
- Проектант - Техбюро № 4 Балтийского завода
- Главный конструктор - Б.М. Малинин
- Заводы-строители - Балтийский, «Красное Сормово»
- Число кораблей в серии - 4
- Сроки вступления в строй - 1933—1934 гг.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Нормальное водоизмещение - 578 м3
- Длина наибольшая - 57 м
- Ширина наибольшая - 6,2 м
- Осадка средняя - 3,8 м
- Запас плавучести - 22 %
- Архитектурно-конструктивный тип - полуторакорпусная (с булями)
- Предельная глубина погружения - 90 м
- Автономность - 20 сут
- Время непрерывного пребывания под водой - 72 ч
- Экипаж - 41 чел
- Энергетическая установка:
- тип - дизель-электрическая
- тип дизелей - 38 В8
- число х мощность (частота вращения, об/мин) дизелей - 2 х 500 (450) л.с.
- тип главных ГЭД - ПГВ-8
- число х мощность (частота вращения, об/мин) главных ГЭД - 2 х 400 (390) л.с
- тип ЭД экономического хода - работающий через зубчатую передачу
- число х мощность ЭД экономического хода - 2x19 л.с.
- число гребных валов - 2
- тип АБ - свинцово-кислотная КСМ-2
- число групп АБ х число элементов в группе - 2 х 56
- Скорость хода, уз:
- наибольшая надводная - 11,55 уз
- наибольшая подводная - 8,5 уз
- экономическая подводная - 2,5 уз
- Дальность плавания (при скорости хода, уз).
- - надводная - 1350 (11,55) или 3130 (8,5) мили
- - подводная - 9,0 (8,5) или 112 (2,8) мили
- Вооружеиие
- Торпедное
- число х калибр носовых ТА - 4 х 533 мм
- число х калибр кормовых ТА - 2 х 533 мм
- общее число торпед - 10
- тип торпед - парогазовые 53-27
- Артиллерийское
- число х калибр АУ - 1 х 37 мм
- Торпедное
В 1930 г. в Советском Союзе началась постройка подводных лодок среднего размера, получивших обозначение Щ – по головной субмарине, первоначально имевшей имя собственное «Щука». Это был третий после «Декабристов» и «Ленинцев» проект классика советского подводного кораблестроения Бориса Михайловича Малинина.
При разработке проекта решалась задача создания подводной лодки меньшего, чем у ПЛ I серии, водоизмещения, пригодной для боевого использования в стесненных в навигационном отношении районах Балтийского моря.
На подводной лодке было предусмотрено шесть отсеков, концевые из которых являлись торпедными. В отдельных отсеках располагались центральный пост, АБ, дизели и ГЭД.
15 сентября 1934 г. все «Щуки» стали обозначаться буквенно-цифровым индексом, по которому можно было понять, для какого флота предназначена лодка: Щ, номер которых начинался на 1, служили на Тихоокеанском, на 2 – на Черноморском, на 3 – на Балтийском и на 4 – на Северном.
В 1933 - 1934 гт. прошли испытания и были переданы МСБМ (КБФ) четыре ПЛ:
- Щ-301 Щука,
- Щ-302 Окунь,
- Щ-303 Ерш,
- Щ-304 («Комсомолец», первоначальное название «Язь»).
Три ПЛ Щ-301, Щ-302, Щ-303 были построены на Балтийском заводе, а четвертая — Щ-304 - на заводе «Красное Сормово». Сдавалась эта ПЛ в Ленинграде.
Первой лодкой серии стала Щ-301, она же «Щука». Она была спущена на воду в декабре 1930 г. и вступила в строй три года спустя. Судьба головной лодки оказалась короткой: 28 августа 1941‐го она погибла на мине во время Таллинского перехода.
В годы войны были потеряны: Щ-301, Щ-302 и Щ-304.
Отличительными особенностями «Щук» были великолепная маневренность и повышенная живучесть. Поскольку сам проект Щ оказался чрезвычайно удачным, он неоднократно совершенствовался, и лодки, обозначавшиеся этой буквой, делились на строительные серии. Первой по времени была 3‐я серия (4 лодки), в 1932‐м была построена 5‐я серия, полностью ушедшая на Тихий океан и служившая там до середины 1950‐х (12 лодок). В 1932–1933 гг. строилась серия 5‐бис, включавшая 13 лодок, в 1933–1934 – 5‐бис-2 из 14 лодок. Наиболее массовой была 10‐я серия, в которой были построены 32 субмарины, из которых 9 ушли на Тихоокеанский, по 8 – на Черноморский и Северный и 7 – на Балтийский флот.
Сообщения на тему:
- Подводная лодка Щ-402 (1935–1944)
Источники
- В.В. Бондаренко - Сто великих кораблей отечественного ВМФ.