Подводная лодка III серии типа «Щука»


Описание

  • Проектант - Техбюро № 4 Балтийского завода
  • Главный конструктор - Б.М. Малинин
  • Заводы-строители - Балтийский, «Красное Сормово»
  • Число кораблей в серии - 4
  • Сроки вступления в строй - 1933—1934 гг.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Нормальное водоизмещение - 578 м3
  • Длина наибольшая - 57 м
  • Ширина наибольшая - 6,2 м
  • Осадка средняя - 3,8 м
  • Запас плавучести - 22 %
  • Архитектурно-конструктивный тип - полуторакорпусная (с булями)
  • Предельная глубина погружения - 90 м
  • Автономность - 20 сут
  • Время непрерывного пребывания под водой - 72 ч
  • Экипаж - 41 чел
  • Энергетическая установка:
    • тип - дизель-электрическая
    • тип дизелей - 38 В8
    • число х мощность (частота вращения, об/мин) дизелей - 2 х 500 (450) л.с.
    • тип главных ГЭД - ПГВ-8
    • число х мощность (частота вращения, об/мин) главных ГЭД - 2 х 400 (390) л.с 
    • тип ЭД экономического хода - работающий через зубчатую передачу
    • число х мощность ЭД экономического хода - 2x19 л.с.
    • число гребных валов - 2
    • тип АБ - свинцово-кислотная КСМ-2
    • число групп АБ х число элементов в группе - 2 х 56
    • Скорость хода, уз:
      • наибольшая надводная - 11,55 уз
      • наибольшая подводная - 8,5 уз
      • экономическая подводная - 2,5 уз
  • Дальность плавания (при скорости хода, уз).
    • -    надводная - 1350 (11,55) или 3130 (8,5) мили
    • -    подводная - 9,0 (8,5) или 112 (2,8) мили
  • Вооружеиие
    • Торпедное
      • число х калибр носовых ТА - 4 х 533 мм
      • число х калибр кормовых ТА - 2 х 533 мм
      • общее число торпед - 10
      • тип торпед - парогазовые 53-27
    • Артиллерийское
      • число х калибр АУ - 1 х 37 мм

 

В 1930 г. в Советском Союзе началась постройка подводных лодок среднего размера, получивших обозначение Щ – по головной субмарине, первоначально имевшей имя собственное «Щука». Это был третий после «Декабристов» и «Ленинцев» проект классика советского подводного кораблестроения Бориса Михайловича Малинина.

При разработке проекта решалась задача создания подводной лодки меньшего, чем у ПЛ I серии, водоизмещения, пригодной для боевого использования в стесненных в навигационном отношении районах Балтийского моря.

На подводной лодке было предусмотрено шесть отсеков, концевые из которых являлись торпедными. В отдельных отсеках располагались центральный пост, АБ, дизели и ГЭД. 

15 сентября 1934 г. все «Щуки» стали обозначаться буквенно-цифровым индексом, по которому можно было понять, для какого флота предназначена лодка: Щ, номер которых начинался на 1, служили на Тихоокеанском, на 2 – на Черноморском, на 3 – на Балтийском и на 4 – на Северном.

В 1933 - 1934 гт. прошли испытания и были переданы МСБМ (КБФ) четыре ПЛ:

  • Щ-301 Щука,
  • Щ-302 Окунь,
  • Щ-303 Ерш,
  • Щ-304 («Комсомолец», первоначальное название «Язь»).

Три ПЛ Щ-301, Щ-302, Щ-303 были построены на Балтийском заводе, а четвертая — Щ-304 - на заводе «Красное Сормово». Сдавалась эта ПЛ в Ленинграде.

Первой лодкой серии стала Щ-301, она же «Щука». Она была спущена на воду в декабре 1930 г. и вступила в строй три года спустя. Судьба головной лодки оказалась короткой: 28 августа 1941‐го она погибла на мине во время Таллинского перехода.

В годы войны были потеряны: Щ-301, Щ-302 и Щ-304.

Отличительными особенностями «Щук» были великолепная маневренность и повышенная живучесть. Поскольку сам проект Щ оказался чрезвычайно удачным, он неоднократно совершенствовался, и лодки, обозначавшиеся этой буквой, делились на строительные серии. Первой по времени была 3‐я серия (4 лодки), в 1932‐м была построена 5‐я серия, полностью ушедшая на Тихий океан и служившая там до середины 1950‐х (12 лодок). В 1932–1933 гг. строилась серия 5‐бис, включавшая 13 лодок, в 1933–1934 – 5‐бис-2 из 14 лодок. Наиболее массовой была 10‐я серия, в которой были построены 32 субмарины, из которых 9 ушли на Тихоокеанский, по 8 – на Черноморский и Северный и 7 – на Балтийский флот. 

Экземпляры

Источники

  • Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство / Александров Ю.И., и др.
  • В.В. Бондаренко - Сто великих кораблей отечественного ВМФ.