Ленинец
Описание
Подводная лодка — минный заградитель II серии типа «Ленинец»
- Проектант - Техбюро № 4 Балтийского завода
- Главный конструктор - Б.М. Малинин
- Заводы-строители:
- Балтийский
- Николаевский государственный им. А. Марти
- Число кораблей в серии - 6
- Сроки вступления в строй - 1933-1935
Основные ТТХ
- Нормальное водоизмещение - 1039 м3
- Длина наибольшая - 78.3 м
- Ширина наибольшая - 7 м
- Осадка средняя - 4.0 м
- Запас плавучести - 28.5 %
- Архитектурно-конструктивный тип - полуторакорпуснаи
- Глубина погружения - 90 м
- Автономность - 28 сут
- Время непрерывного пребывания под водой - 72 ч
- Экипаж - 54 чел
- Энергетическая установка:
- тип - дизель-электрическая
- тип дизелей - 42 БМ6
- число х мощность (частота вращении, об/мин) дизелей - 2 х 1100 (425) л.с.
- тип главного ГЭД - ПГ 84/50 + 84/50
- число х мощность (частота вращения, об/мин) главных ГЭД - 2 х 650 (340) л.с
- тип ЭД экономического хода - «подкрадывания», работающий через зубчатую передачу
- число х мощность ЭД экономического хода - 2 х 30 л.с
- число гребных валов - 2
- тип АБ - свинцово-кислотная ЛС
- число групп АБ х число элементов в группе - 3 x 112
- Скорость хода, уз:
- наибольшая надводная - 14,2
- наибольшая подводная - ок. 8,5
- экономическая подводная - ок. 2,5
- Дальность плавания (при скорости хода, уз), мили:
- надводная при нормальном/усиленном запасе топлива - 1510 (14,2) / 7400 (9,0)
- подводная - 12,7 (8,5) или 154 (2.5)
- Вооружение
- Торпедное:
- число х калибр носовых ТА - 6 х 533 мм
- общее число торпед - 12
- тип торпед - парогазовые 53-27
- Артиллерийское:
- число х калибр арторудий - 1 х 100 и 1 х 37 мм (1 х 45 после модеритаиии)
- Минное:
- число и тип МСУ - 2 горизоиталыные минные трубы в корме
- общее число мин - 20
- тип мин - якорные и плавающие типа ПЛТ
- Торпедное:
Подводные лодки II серии типа «Ленинец» были первыми торпедными ПЛ — ПМЗ, созданными в советский период. Три ПЛ:
- Л-1 «Ленинец»,
- Л-2 «Сталинец»,
- Л-3 «Фрунзевец»,
построенные на Балтийском заводе, вошли в состав КБФ, а три ПЛ, построенные на заводе им. А. Марти в г. Николаеве:
- Л-4 «Гарибальдиец»,
- Л-5 («Чартист»)
- Л-6 («Карбонарий»),
— в состав ЧФ.
На подводных лодках II серии, в отличие от ПЛ I серии, была принята полуторакорпусная конструкция вместо двухкорпусной, что упрощало технологию сборки ПЛ и увеличивало ее остойчивость в надводном положении; впервые применены ТА, изготовленные из листовой стали (вместо бронзы); установлены улучшенные дизели и предусмотрены два ЭД экономического хода («подкрадывания»), работающие на линию вала через зубчатую передачу; установлена новая АБ, впервые испытаны и применены приборы для дожигания водорода.
Подводные лодки - минные заградители типа «Ленинец» успешно действовали в годы Великой Отечественной войны не только как минно-торпедные ПЛ, но и привлекались для скрытной доставки грузов в осажденный Севастополь. Они заслужили высокую оценку со стороны плавсостава прежде всего благодаря хорошим мореходным и маневренным качествам, в том числе в подводном положении на самых малых ходах, и достаточно большой дальности непрерывного подводного плавания экономической скоростью. В годы Великой Огечественной войны в боевых походах погибли подводные лодки Л-2 и Л-6. Подводная лодка Л-1 затонула от попадания артснаряда у стенки в Ленинграде, после чего в строй не вводилась.
Подводная лодка — минный заградитель II серии типа «Ленинец» Проект из книги: Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство / Александров Ю.И., и др. СПб.: ЦНИИ им. акад. Крылова, 2004.
Сообщения на тему:
Источники
- Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство / Александров Ю.И., и др.